Что такое родительский авторитет. Образование в городе мурманске

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Демократизация общественной жизни повлекла за собой крити­ку авторитарной концепции воспитания, предусматривающую подчинение детей воле педагога, родителей. В связи с этим понятие «авторитет», как однокоренное со словом «авторитарность», стало очень редко употребляться. А зря, потому что смысл авторитета не противоречит современным тенденциям гуманизации воспитания.

Авторитет (от лат. autoritas - власть) -влияние какого-либо ли­ца, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Пре­восходство родителей, которые авторитетны для ребенка, опреде­ляется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты. Ощущение жизненной уверенности, о которой говорилось выше, - одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необ­ходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

А.С.Макаренко писал, что для ребенка первых лет жизни «...самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требу­ет никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так ска­зать, простым детским глазом» (Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. -М., 1984.-Т. 4.-С. 66).

Для маленького ребенка каждый взрослый представляет собой естественный авторитет, поскольку в детских глазах он - воплоще­ние силы, могущества, умелости. Это создает у некоторых родите­лей иллюзию, что можно не прилагать особых усилий для поддер­жания своего авторитета. Таких взглядов придерживаются в пер­вую очередь в семьях, где воспитание строится на опеке, диктате. Между тем ребенок-дошкольник уже способен отличить авторитет, основанный лишь на физическом превосходстве (старше, сильнее), от авторитета, выросшего из привязанности и уважения. Любовь, внимание к ребенку, забота о нем - первый «кирпичик» родитель­ского авторитета. Он будет крепнуть в глазах ребенка по мере того, как он «откроет» в родителях их высокие нравственные качества, культуру, эрудицию, интеллектуальную развитость, умелость и многие другие прекрасные качества. Ответственные родители ду­мают о своем авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае не разрушать недостойным поведением.

В семье важно поддерживать авторитет друг друга, помня при этом, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не задумываясь о последствиях, по поводу и без по­вода в присутствии детей высмеивают, оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно часто это делается по отноше­нию к отцу.

Социологические исследования показывают, что многие дети-школьники ставят роль отца на третье, четвертое место при реше­нии таких вопросов, как «С кого бы ты хотел брать пример?», «Кому бы доверил свою тайну?». Мать, братья, дедушки, бабушки, сверстники часто оцениваются как авторитеты выше, чем отец.

Исследования показывают, что мальчики особенно чувствитель­ны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к «вто­ростепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько мень­ше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться да­же на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.

Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

Отец и мать в глазах ребенка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребенком, когда он не слушается? Вот это самое "не слушается" и есть признак того, что родители в ее глазах не имеют авторитета.

Те родители, у которых дети "не слушаются", склонны иногда думать, что авторитет из природы, что это - особый талант. Если таланта нет, так ничего и сделать нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, случаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они хотят, чтобы дети их слушались, это их цель. А на самом деле - это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только этой одной цели и надо стремиться. Детская послушание может быть одним из путей к этой цели. Именно те родители, которые об истинной цели воспитания не думают, добиваются послушания ради самого послушания. Если дети послушные, родителям живется спокойнее. Вот этот самый покой и является их настоящей целью. На поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только очень короткое время помогает, скоро все разрушается, не остается ни авторитета, ни послушания. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но всякая другая цель воспитания запущена: вырастают, правда, послушные, но слабые дети.

Авторитет подавления. Это - самый страшный вид авторитета, хотя и не самый вредный. Чаще всего такой авторитет имеет отец. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждую мелочь взрывается громом, при каждом удобном или несправедливо случае хватается за палку или ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, за каждый проступок ребенка наказывает, то это и есть авторитет подавления. Такой родительский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он наносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевой существом, которое способно быть только служанкой. Не надо доказывать, насколько вреден такой авторитет. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он порождает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость. С забитых и безвольных детей выходят потом либо никчемные люди, либо самодуры, которые всю свою жизнь мстят за подавленное детство.

Авторитет расстояния. Есть такие родители, и матери, которые серьезно убеждены: чтобы дети слушались, нужно меньше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства. Особенно любили этот вид в некоторых старых интеллигентских семьях. Здесь часто у отца бывает какой-нибудь отдельный кабинет, из которого он появляется изредка время. Обедает он отдельно, развлекается отдельно, даже свои распоряжения по вверенной ему семье он передает через мать. Бывают и такие матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или даже домашней работницы.

Авторитет чванства. Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, еще вреднее. У каждого гражданина государства есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они - самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что говорят о своих достоинствах, они свысока смотрят к другим людям. Бывает очень часто, что поражены таким видом отца, начинают чваниться и дети. Перед товарищами они выступают не иначе, как с хвастливо словом, на каждом шагу, повторяя: мой папа - начальник, мой папа - писатель, мой папа - командир, мой папа - знаменитость. В этой атмосфере высокомерия важный папа уже не может разобрать, куда идут его дети и кого он воспитывает. Случается такой авторитет и у матерей: какое-нибудь особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт - все это дает им основание для чванства, для отделения от других людей и от своих собственных детей.

Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают, как бюрократы. Они убеждены, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что их слово - это святыня. Свои распоряжения они дают холодным тоном, и раз оно дано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, чтобы дети не подумали, что папа ошибся, что папа - человек нетвердая. Папе не понравилась какая-либо кинокартина, он вообще запретил детям ходить в кино, в том числе на хорошие картины. На каждый день хватает для такого папы дела, в каждом движении ребенка он видит нарушение порядка и законности и пристает к ней с новыми законами и распоряжениями. Жизнь ребенка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствование в семье.

Авторитет резонерства. Здесь родители просто заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и поучительными разговорами. Вместо того, чтобы сказать ребенку несколько слов, может, даже и в шутливом тоне, отец усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными, но они забывают, что дети - это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребенок живет более эмоционально, горячее, чем взрослый, он меньше всего умеет рассуждать. Привычка мыслить должна приходить в нее постепенно и довольно медленно, а постоянные розглагольствування родителей, постоянное их пиления и болтливость проходят почти бесследно для их сознания. В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.

Авторитет любви. Это у нас самый распространенный вид фальшивого авторитета. У многих родителей убеждение: чтобы дети слушались "надо" чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, следует на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные поцелуи, ласки, признания сыплются на детей в избыточном количестве. Если ребенок не слушается, ее немедленно спрашивают: "Значит, ты папу не любишь?" Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви.

Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. С внимания родителей выпадает много важных мелочей семейного воспитания. Ребенок все должен делать из любви к родителям.

В этой линии много опасных мест. Здесь произрастает семейный эгоизм. У детей, разумеется, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только надо это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, достаточно лишь надуться и показать, что любовь проходит. С детства ребенок начинает понимать, что к людям можно заискивать. А потому, что она не может любить так же сильно и других людей, то льстит них уже без всякой любви, с холодным и циничным расчетом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства товарищества.

Авторитет доброты. Это найнерозумниший вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и ласковыми словами, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребенком в образе доброго ангела. Они все позволяют, им ничего не жалко, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они любят семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, лишь бы все было в порядке. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.

Авторитет дружбы. Достаточно часто еще и дети не родились, а между родителями уже есть и: наши дети будут нашими друзьями. Вообще это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все-таки родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети все же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. В этих семьях дети называют родителей по имени, смеются над ним, грубо обрывают, поучают на каждом шагу, ни о какой послушание не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, потому что никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

Авторитет подкупа - самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться, куплю тебе конька, пойдем в цирк.

Разумеется, в семье тоже возможно некоторое поощрение, нечто вроде премирования; но ни в коем случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям. Можно премировать за хорошую учебу, за выполнение действительно какой-то тяжелой работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее объявлять премию и подхлёстывать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.

Мы рассмотрели несколько видов фальшивого авторитета. Кроме них, есть еще много других видов. Есть авторитет веселости, авторитет учености, авторитет "парня дружки", авторитет красоты. Но бывает часто так, что родители вообще не думают ни о каком авторитете, живут как-нибудь, как попало и как-нибудь тянут волынку воспитания детей. Сегодня отец накричал и за глупость наказал мальчика, завтра он признается ему в любви, послезавтра что-нибудь ему обещает порядком подкупа, а на второй день снова наказал да еще и упрекнул за все свои добрые дела. Такие родители всегда мечутся, как угорелые кошки, в полном бессилии, в полном непонимании того, что они делают. Бывает и так, что отец соблюдает одного вида авторитета, а мать - другого. Детям в таком случае приходится быть прежде всего дипломатами и научиться лавировать между папой и мамой. Наконец, бывает и так, что родители просто не обращают внимания на детей и думают только о своем спокойствии.

В чем же должна заключаться настоящий родительский авторитет ?

Главной основой родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья большая и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за нее перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлена большая и прекрасная цель, если они сами всегда вполне осознают свои действия и поступки, - это значит, что у них есть и родительский авторитет и не надо искать никаких других оснований, а тем больше не надо придумывать ничего искусственного.

Аверьянова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №77"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Авторитет родителей. Из чего он складывается?"
Дата публикации: 10.08.2018
Раздел: начальное образование

Родительское собрание.

Форма проведения собрания: беседа.

Цели:

Украинская

народная

мудрость

несчастья

человека:

старость и плохие дети». Старость неотвратима, смерть неумолима, а вот третье несчастье

– это, наверно, в какой-то мере и наша вина, вина родителей. Где-то недосмотрели,

недопоняли, а в один прекрасный момент родитель говорит: «Был, вроде бы, нормальный,

послушный ребёнок, и вдруг курит, грубит, хлопает дверью... Что произошло?» Бывало же

такое у вас?

Сегодня на собрании мы как раз и поговорим о том, как вам, родителям, строить свои

взаимоотношения с ребёнком так, чтобы вы были достойным и истинным примером для

своих детей, чтобы к вашему, родительскому, мнению ребёнок прислушивался и когда-

нибудь (на вручении премии «Лучший музыкант» или «Писатель года») ваш ребёнок

сказал: «Спасибо моим родителям за то, что были для меня образцом, авторитетом...»

Сейчас я прочитаю вам слова величайшего педагога Василия Сухомлинского, а вы

подумаете, о какой ошибке родителей говорит этот учитель: «Есть родители, похожие на

садовника, который, не зная, что за семя бросил в землю, через несколько лет пришел

посмотреть и очень удивился, что вместо розы вырос чертополох. И ещё смешнее было

бы видеть манипуляции садовника, если бы он начал подкрашивать, расписывать цветок

чертополоха, пытаясь сделать из него цветок розы…»

ошибочно

поведение

родителя?

родители не обращают внимания на ребёнка, а потом пытаются исправить поведение

своего чада, когда исправлять уже поздно/

Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется, но все мы

хотим воспитать своих детей достойными людьми, а без авторитета родителя воспитание

заключается

принимается

несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность . Авторитет может быть

организован в каждой семье. Встречаются родители, которые организуют авторитет на

ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались - это цель. А на

одна – правильное воспитание.

Педагог Макаренко выделил несколько сортов «ложного» авторитета. Я назову вам их

названия, а вы постарайтесь вспомнить ситуации, когда такой авторитет может довлеть в

ребёнком. (На

доску

прикрепляется

заранее

/Родители приводят пример ситуации/

Например: Если отец дома всегда сердит, при всяком удобном случае хватается за

ремень, каждую вину ребёнка отмечает наказанием – это авторитет подавления. Такой

отцовский террор держит в страхе всю семью. Он запугивает детей, делает мать нулевым

существом, которое способно быть только прислугой. Он ничего не воспитывает, только

человеческую трусость, и в тоже время воспитывает жестокость. Из забитых и безвольных

детей выходят либо слякотные, никчёмные люди, либо самодуры, в течение всей жизни

мстящие за подавленное детство.

/Родители приводят примеры ситуаций/

Например: Есть такие родители, которые убеждены: чтобы дети слушались, нужно

держаться,

приносит

вырастают

необщительными, им тяжело входить в контакт со сверстниками.

расстояния, более вредный.

/Родители приводят примеры/

Например: Некоторые родители считают, что они самые важные и показываю это на

каждом шагу. Поражённые, таким видом родителей, начинают чванится и дети. Такие дети

плохо уживаются в коллективе, так как достойных им, по их мнению, нет.

Например: В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше

работают, но работают как бюрократы. Они уверены, в том, что дети должны каждое

родительское слово выслушивать с терпением, что слово их - это святыня. Расположение

дают холодным тоном, и оно становится законом.

Например:

Родители

бесконечными

поучениями

назиданиями. Родители уверены, что в поучениях заключаются главная педагогическая

мудрость.

временем

отдалятся

родителей, и в такой семье не может быть взаимопонимания между детьми и родителями.

Например: Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они

родителей,

заслужить

необходимо

показывать детям свою родительскую любовь. Такая семья настолько погружена в море

сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Здесь вырастает

лживых эгоистов. Часто первыми жертвами становятся сами родители.

Например: Родители выступают в роли доброго ангела. Они всё разрешают, они не

скупые, они замечательные родите. Очень скоро в такой семье дети начинают командовать

Например:

родители

связывают

понятие”

счастливое

детство”

неограниченным предоставлением ребёнку материальных удовольствий. Но они упускают

что воспитание

безотказности

формирует

потребителя,

потребительское счастье не радует, оно не готовит к жизни, не выработана дисциплина

желаний, рано или поздно вступает в противоречие с общественными требованиями.

вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни

ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание. - Строгость

воспитании

предполагает

сочетание

родительской

требовательности

уважением к ребёнку как к развивающейся личности.

Причину появления у ребёнка своеволия, непослушания В.А Сухомлинский видел “…

неумении

родителей

пользоваться

родительской

принуждение

осознаётся и переживается ребёнком как злая сила, подавляющая его волю. Родительская

власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребёнка – его желание быть

буквально

тончайшим

инструментом – родительской властью – надо подойти к ребёнку так, чтобы не сломать

этого ещё не твёрдого, хрупкого душевного порыва. Если же вы превратили умную,

мудрую власть в деспотическое насилие – неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и

произойдёт самое тревожное, что может произойти в душе ребёнка. Уважайте детское

желание быть хорошим, берегите его движение человеческой души, не злоупотребляйте

своей властью. Помните, что Ваш сын, Ваша дочь – такой же человек, как и вы”.

Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Вы

родитель?» Именно поэтому мы предлагаем Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы,

которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы и фразы

Сколько раз тебе повторять?

Посоветуй мне, пожалуйста

Не знаю, что бы я без тебя делал(а)

И в кого ты такой уродился?!

Какие у тебя замечательные друзья!

Ну на кого ты похож (а)?

Я в твои годы!..

Ты моя опора и помощник(ца)

Ну что за друзья у тебя?

О чем ты только думаешь?!

Какая (какой) ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

У всех дети, как дети, а ты….

Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая)!

Число баллов

Оценка результатов

Подсчитайте общее число баллов. Если Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком

душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют

становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во

взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за

недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие

подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю - ты делаешь». Всеми своими

действиями они обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по

разъяснить трудности выбранного пути и его последствия.

Пусть эти законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей,

постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка

и дорожите его любовью к вам! (слайды, музыка, проговариваю вслух)

Закон 1

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг,

не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык

унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не

исключено, что ими будете вы.

Закон 3

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к

боязни и ненависти.

Закон 4

Не налагайте запретов. В природе ребенка - дух бунтарства. То, что категорически

запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность

маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей

родительской ответственности.

Закон 7

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями,

разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА

СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих

«да» и «нет».

Закон 10

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть

озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так

много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность

своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и

в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего

ребенка, и для вас, родители!

Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных

и благодарных детей! Я желаю вам успехов! Спасибо за внимание!

Некоторые родители могут возразить: «Ребенок должен нас уважать уже за то, что мы его родители!». Нет, не должен, осмелимся мы возразить. Уважение необходимо заслужить своими действиями, своим образом жизни. Гораздо легче заставить ребенка подчиняться. Легче, но не лучше! Он будет подчиняться, пока мал и не может дать отпора. А потом, когда ребенок вырастет, а родители состарятся и уже сами будут нуждаться в заботе и понимании, чем ответит такой задавленный в детстве ребенок. Он или будет, проклиная судьбу, «отдавать долг», или уйдет и не вспомнит о долге. Родители вместо авторитета проповедали авторитарность. А у такого типа воспитания очень опасные результаты.

Корни родительского авторитета в самих родителях. Чем более разнообразная, насыщенная, честная, сознательная и нравственная жизнь родителей, тем больше возможностей влияния на ребенка. Тип семьи обусловливает ту позицию, которую занимают в ней родители, родственники и ребенок. Именно позиция во многом определяет взаимодействие членов семьи и ту нравственную, духовную атмосферу, которая царит в ней.

Родители своим поведением, отношениями к событиям, реакцией на них воспитывают ребенка. «Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь... все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями». Так представлял влияние родителей на своих детей известный педагог современности А.С. Макаренко. Таким образом, по отношению к детям родители «...должны быть на какой-то высоте, на высоте естественной, человеческой, а не созданной искусственно для детского потребления», — писал А.С. Макаренко, не уставая напоминать родителям об их родительском и человеческом долге перед своими детьми. Безусловно, это гораздо сложнее, чем просто приказывать и повелевать.

А.С. Макаренко обосновал систему ложных родительских авторитетов, влияющих на успешность воспитания ребенка в семье и во многом определяющих его социальный портрет. Система ложных родительских авторитетов включает следующие виды:

Авторитет подавления. Это самый страшный авторитет, хотя и не самый вредный, говорил о нем А.С. Макаренко. Суть данного авторитета заключается в том, что в семье царствует отец, и его террор держит в страхе всю семью. Такой отец часто и по пустякам раздражается, сразу хватается за палку или ремень. Авторитет подавления учит детей маневрировать, вызывает «детскую ложь и человеческую трусость». Подобные отцы встречались не только в 30-е годы, когда учительство-вал А.С. Макаренко. Силовое решение семейных проблем нередко встречается и в нашем обществе, наполняя его или «слякотными», никчемными людьми, или тиранами, готовыми мучить в отместку за свое нерадостное детство.

Авторитет расстояния. Есть такие родители, которые убеждены: чтобы дети их слушались, надо меньше с ними разговаривать, подальше держаться и выступать «как начальство». Особенно такой вид ложного авторитета, по мнению А.С. Макаренко, свойствен некоторым интеллигентским семьям. Здесь отцы неприступны. У них отдельный кабинет, в который никому не дозволено входить. Он и обедает отдельно, и развлекается отдельно. Детьми, как правило, занимается бабушка или домработница. Не правда ли, звучит актуально! С той лишь разницей, что авторитет расстояния присущ в основном в нашем обществе семьям новой «элиты». Ребенок в подобных семьях растет в материальном достатке, чего не скажешь о достаточно эмоциональных взаимоотношениях с родителями. Как правило, он окружен целым сонмом чужих людей, выполняющих педагогические функции. Такому ребенку одиноко, и он ищет доступные способы удовлетворения своих потребностей в общении с близкими людьми. Но суррогатные отношения не восполняют той пустоты, которая рождается в его сердце. Результатом такого авторитета могут стать и алкоголизм, и наркомания повзрослевшего сына или дочери.

Авторитет чванства. Это особый авторитет расстояния, но более вредный, поскольку такие родители пытаются возвыситься над обществом в целом, и над своей семьей в частности. В семье постоянно обсуждаются заслуги такого родителя, его достоинства. К остальным людям родители относятся с высокомерием. Это рождает и в ребенке элементы высокомерного отношения к сверстникам. Или, наоборот, ребенок вырастает с твердым убеждением, что его отец (или мать) возвышаются над всеми людьми, причем этому возвышению способствуют не столько их личные заслуги, сколько та поза, в которой ребенок привык видеть своих родителей.

Авторитет педантизма. Это своеобразная бюрократическая родительская педагогика. Родители обращают внимание на своих детей гораздо больше, чем в предыдущих случаях, но делают это с большой долей бюрократизма. Они уверены, что каждое сказанное ими слово должно восприниматься детьми как высшая истина. Свои распоряжения они стараются отдавать холодным тоном, и они тут же превращаются в непреложные законы. Такой родитель в каждом движении ребенка видит нарушения. Он пристально следит за поведением, словом своего чада и постоянно готов к его притеснению. Если родителю что-то не нравится — кинокартина, друзья ребенка и пр., то это явление или действие или человек объявляется несостоятельным, а подчас и вредным и ребенку запрещается общаться или смотреть кинокартину, читать книгу и т. п.

Авторитет резонерства. Это самый «нудный» вид ложного авторитета. Родители буквально «заедают» ребенка своими нотациями, брюзжанием, поучениями, назиданиями. Им кажется, что именно в поучениях и назиданиях основная пе-дагогическая мудрость. Именно постоянные нотации могут принести хорошие воспитательные плоды. Это, как правило, угрюмые семьи, в них мало радости, улыбок, хорошего настроения. Родители, стремясь к совершенству, непогрешимости, стараются быть добродетельными в глазах своих детей.

Авторитет любви . Самый распространенный вид ложного родительского авторитета. В основе этого вида авторитета лежит убеждение родителей в том, что послушными дети могут быть лишь тогда, когда они любят своих родителей. Кажется, в чем же здесь «ложность»? Любовь детей к родителям — естественное чувство, на котором базируются ценности семьи. Но здесь происходит перенасыщение любовью. Родители на каждом шагу демонстрируют свои чувства. Это выражается и в постоянном сюсюканье, признаниях в любви. Ребенку некогда передохнуть. Если он не слушает родителей, те немедленно начинают сомневаться в любви ребенка к ним. Они ревниво следят за выражением лица ребенка, постоянно требуют ответных ласк и признаний. Это очень опасный вид ложного родительского авторитета, поскольку он учит детей лавировать, выбирая выгодное для себя «сотрудничество» с родителями. Дети видят, что от домочадцев можно добиться всего, если постоянно признаваться им в любви, демонстрировать свои нежные чувства. Это влияет на формирование ребенка в семье, который с малых лет понимает, что если подыгрывать людям, то можно получить максимум выгоды для себя.

Авторитет доброты . По мнению А.С. Макаренко, это самый неумный вид родительского авторитета, поскольку детское послушание здесь тоже организуется через любовь, но выражается она в мягкости, уступчивости и доброте родителей. Они все разрешают ребенку, им ничего для него не жалко. В таких семьях очень боятся конфликтов, и, предупреждая их, родители жертвуют ценными, радостными и искренними взаимоотношениями со своими детьми. Семейный мир имеет высокую цену, выраженную в воспитании ребенка эгоистом, считающим, что весь мир существует для него. Педагогический вред этого вида заключается в том, что ребенок, усваивая подобный тип родительского поведения, приобретает отрицательный опыт, и впоследствии он непременно скажется на взаимоотношениях родителей и детей.

Авторитет дружбы . По мнению А.С. Макаренко, такой вид авторитета присущ в основном интеллигентным семьям. Дружба в подобных семьях достигает крайнего предела, поскольку родители не умеют правильно построить взаимоотношения с детьми, забывая, что они являются воспитателями, а дети — воспитанниками. В таких семьях нередки панибратские отношения, где дети называют родителей не-брежно Петьками и Машками, потешаются над ними, грубо их обрывают, поучают на каждом шагу. Здесь царит педаго-гика «бессилия», которая приносит отрицательные плоды, поскольку дружба предполагает прежде всего наличие ува-жения друг к другу.

Авторитет подкупа. Это самый безнравственный вид родительского ложного авторитета, поскольку безоговорочное послушание покупается подарками и обещаниями. Действует прямой договор между родителями и детьми. Если будешь хорошо учиться, куплю то-то. Если будешь слушаться бабушку, сделаю то-то. Весьма распространенный вид авторитета в современный семьях с повышенным достатком. Родители чрезмерно занятые собой и своим проблемами, просто откупаются от ребенка. В качестве подкупа может выступать зарубежная поездка, деньги, дорогие безделушки и игрушки. Взрослея, ребенок повышает «ставки». Теперь уже родители откупаются с помощью дорогих мобильных телефонов, музыкальных центров, машин. Нетрудно догадаться, что подобная педагогика приучает ребенка использовать родительский кошелек, формируя бездушного потребителя.

Характеристики ложных авторитетов, предложенные А.С. Макаренко, по-прежнему актуальны в воспитательном поле. Не правда ли, такие типы авторитетов мы встречаем на каждом шагу? Все девять предложенных видов объединяет одна характеристика — по сути они все выражают авторитарную позицию родителей. Даже авторитет любви или подкупа. Авторитарность ведь тоже бывает разная. Она может быть открытой, несущей диктатуру взрослого, а может прятаться за маску либерализма. В этом случае взрослый постоянно апеллирует к мнению ребенка, особенно в присутствии друзей, своих или его. Но суть от этого не меняется. В основе авторитарности всегда лежит диктат, желание властвовать и подавлять. Ведь так заманчиво подавить любой росток свободы в своем ребенке, особенно, когда он мал. Посудите сами, ведь гораздо легче запретить, чем объяснять, почему просьба ребенка не может быть выполнена сейчас. В голову к авторитарному родителю лезут непрошеными гостями такие подлые мыслишки, как, к примеру, такие: «Ведь мой ребенок живет за мой счет, на всем готовом. Почему я еще должен объяснять ему отсутствие у меня желания или возможности купить ему какую-то желаемую вещь?». Конечно, посыл абсолютно неверен. Необходимо объяснять, поскольку он такой же по сути член вашей семьи, как и вы. Он еще не работает, но это временное состояние. Если в семье принято все обсуждать, то ребенок всегда поймет логичные объяснения родителей.

Есть много семей, где ложные авторитеты приводят к непоправимым последствиям в жизни детей. В этих семьях дети испытывают глубокий дефицит семейного внимания, ласки и любви. Это так называемые деструктивные, неблагополучные семьи. Они отличаются от семей с позитивным потенциалом. В ее основе также способ организации взаимодействия в семье, отношение к ребенку, принятие или отвержение его ценностей. В представленной нами типологии к таким семьям можно отнести следующие: «семья, отвергающая ребенка», «контролирующая семья», «разрозненная семья». В основе взаимоотношений в таких семьях лежит, как правило, авторитарная позиция взрослых по отношению к ребенку.

Наш педагогический опыт подсказывает, что построение родительского авторитета в семье — задача вполне решаемая. Нужно только родителям правильно выбрать приоритеты и помнить, что авторитарность в семье — это позиция «калифа на час». Ее плоды только поначалу кажутся сладкими, на самом деле их горечь проявится очень скоро и отразится на родителях, которые в угоду своему характеру или жизненным установкам выбрали авторитарность как способ общения со своими детьми. А вот родительский авторитет — это яркий маяк, свет которого в любой жизненный шторм будет осве-щать детям путь к семейному «причалу».

Поэтому, безусловно, владение знаниями о видах ложного авторитета убережет некоторых родителей от необдуманных действий. К тому же эти знания помогут найти границу между авторитетом и авторитарностью и будут способствовать выбору правильной позиции взаимодействия со своими детьми. Только в этом случае можно надеяться на положительные результаты, которые не преминут сказаться на жизни всей семьи.

От типа семейного воспитания и превалирующего в данной семье вида родительского авторитета во многом зависит такой важный аспект семейного воспитания, как качество взаимоотношений, определяющих преемственность поколе-ний в семье. Давно ушли в прошлое большие патриархальные семьи, возглавляемые старейшинами рода. От них зависела жизнь семьи, они правили, решали, наказывали и поощряли. Каждый член этого родового сообщества мог быть спокоен за свое будущее.

Молодые пары рожали детей, которых обиха-живали и воспитывали представители старшего поколения. А те в свою очередь могли не беспокоиться о своей старости, поскольку жили в большой семье с несколькими родовыми ветвями. Немощные старики находились под надзором выросших их внуков. Не беремся обсуждать, хорошо это или плохо. Ясно одно, современная семья тяготеет к отделению от родителей и созданию своей автономной территории. Но поколения были, есть и будут в семейной биографии, и вопрос о взаимоотношениях в этой сложной структуре актуален по сей день.

Нина Гофман

семейный консультант

В первую очередь давайте определимся, как же устроен родительский авторитет. Если он крепок, тогда родители занимают ведущую роль в отношениях с детьми, они задают общую атмосферу, решают, какие рамки и правила поведения есть у них дома – в общем, родители являются капитанами корабля. Дети в такой семье хорошо понимают (потому что им объяснили), что можно, чего нельзя и каких конкретно действий от них ожидают. То есть дети являются командой корабля, а управляют этой командой родители.

При этом понимание и согласие между капитанами (родителями) и командой (детьми) достигаются с помощью личного примера капитанов, четких договоренностей, распределения обязанностей и мотивирования команды на плодотворное сотрудничество. И все это вместо шантажа, угроз, подкупов и наказаний, которые, как мы знаем, приводят не к сотрудничеству, а к вражде между капитанами и командой.

Почему я привела в пример все эти ужасные вещи: подкуп, шантаж и прочее? Да потому что мы с вами, дорогие родители, используем все эти техники каждый день и не по одному разу (это не критика, это факт). "Если ты сейчас пойдешь со мной, я куплю тебе конфету", "Если вы будете продолжать ТАК себя вести – неделю без планшета", "Что ты натворил! Иди сейчас же в свою комнату и подумай о своем поведении!" Узнаете? Ну что же, нас можно понять. Мы хотим, чтобы все было хорошо, чтобы они слушались, чтобы было тихо (хоть иногда). Но мы не всегда знаем, как этого добиться. И потому часто автоматически используем тот арсенал, который получили от своих взрослых – родителей, дедушек-бабушек, учителей в школе, тренеров и прочих. Но все эти приемы уже не работают, жизнь не стоит на месте – нам нужны новые воспитательные модели. Так вот, гибкий родительский авторитет – это и есть новая модель. Она непроста в использовании, требует много внимания, сосредоточенности и последовательности, но результат гарантирован.

Три кита, на которых держится корабль родительского авторитета:

Родители понимают, что ответственные взрослые – это они

Это значит, что взрослые с детьми не спорят (спор может быть между капитанами или между членами команды, но не между капитаном и кем-то из команды). Безусловно, это не означает, что между детьми и родителями не может быть диалога, наоборот, он обязателен – но диалог это не спор.

Также мы на них не обижаемся. Когда взрослый обижается на ребенка, он становится не капитаном, а обиженным юнгой, которого заставили дежурить в неурочное время. Диалог в таком состоянии невозможен. Если мы обижены, то мы захотим ответить обидчику, отомстить ему или просто надуться и пойти поплакать, даже если это наш собственный ребенок (да, когда мы обижаемся, мы эмоционально возвращаемся в свое детское состояние и не можем реагировать соответственно своему нынешнему возрасту, статусу и опыту).

Родители понимают и учитывают потребности ребенка

Потребности – это не "я хочу / не хочу", а то, что ребенку необходимо. Мы довольно неплохо знаем, что им нужно есть, когда спать, что надеть. При этом в их эмоциональных потребностях мы разбираемся не очень-то (и понятно, почему - в детстве нас самих не научили разговаривать о чувствах). Для того чтобы их понимать, есть две возможные стратегии: или вспомнить себя ребенком и попытаться влезть в их шкуру в конкретной ситуации, или представить себе себя в аналогичной, но уже взрослой ситуации.

Вариант один: вспомнить себя в детстве. Вот приходит к ребенку в гости друг и хочет играть во все его игрушки. А ваш (жадина) делиться не желает. Он не знает, чего ожидать от гостя – тот ведь может забрать любимую игрушку домой или, чего доброго, сломать! И вообще, чего он здесь все трогает – это же моя территория. Кстати, это очень важно для ребенка – уметь отстаивать свои личные границы. Так что мы ему спокойно говорим: "Солнышко, я понимаю, что тебе трудно делиться своими игрушками и ты боишься. Во-первых, друг обязательно вернет тебе твою машинку после того, как поиграет с ней немного. И давай попросим его быть с ней аккуратным и не бросать на пол. И знаешь, когда приходят гости, мы же их угощаем чаем? Так вот, ты как будто немного угощаешь гостя твоими игрушками". Чувствуете разницу?

Вариант два: Перед тем, как сказать ему "отдай игрушку, надо делиться", вы пытаетесь представить себе своего приятеля, который пришел в гости и просит покататься на вашей новой машине несколько дней. Представили свою реакцию? Захотите, чтобы вам кто-то сказал "ну чего ты жадничаешь, надо же делиться"?

Родители принимают (ну ладно, стараются принять) своего ребенка таким, как он есть

Мы не можем никого изменить, но мы можем изменить свою реакцию. Когда мы думаем о плохом поведении нашего ребенка, мы тут же решаем, что мы – плохие родители. То есть, когда ребенок ведет себя как-то не так, мы сразу чувствуем, что и мы какие-то не такие. Это время от времени чувствует буквально каждый родитель, и это нормально. Мы не можем избавиться от этих чувств, но мы можем обратить на них внимание, признать факт их существования и постараться не позволять им управлять своими отношениями с ребенком.

Ребенок приходит к нам с врожденными качествами, темпераментом, проблемами. Потом еще набирается всякого от нас. И не все это нам нравится. Но наша любовь к ребенку не должна зависеть от его качеств – ему нужно, чтобы мы любили его таким, какой он есть, только потому, что он существует. Дети, кстати, именно так нас и любят – совершенно бескорыстно, просто потому, что мы есть. Поэтому мы можем сказать ребенку, что нас не устраивает его поведение. Более того, мы даже можем запретить ему вести себя определенным образом. Но мы должны стараться никогда не разочаровываться в ребенке, не думать, что он "какой-то не такой". Вы ведь не готовы его променять ни на какого другого ребенка, правда? Поэтому, никогда не стоит говорить: "вот посмотри, как Машенька хорошо себя ведет, почему же ты так не можешь?".

А теперь немного о правилах:

Если мы хотим, чтобы ребенок действовал по общим домашним правилам, то эти правила должны быть ему известны заранее. Например, распорядок дня должен быть изображен в картинках и повешен на видном месте. Поведение также должно быть регламентировано. Например: "У нас дома все разговаривают друг с другом тихо и вежливо. Тот, кто нарушает это правило, кричит и сердится, должен прервать все занятия и идти успокаиваться в специально выделенное для этого место".

Таких правил должно быть несколько (4-5), вместе с распорядком дня они помогают ребенку обозначить важные для него границы поведения. Каждое правило должно включать в себя логичное и выгодное для ребенка последствие его выполнения. Например: "Утром мы собираемся быстро. И, если успеваем сделать все необходимое, у нас остается время почитать книжку / посмотреть мультик перед выходом из дома".

Желательно, чтобы правила были сформулированы в позитивном тоне, вместо слов НЕТ, НЕЛЬЗЯ, которые всегда вызывают сопротивление, используем ДА, НУЖНО, СТОИТ. То есть у ребенка всегда должна быть выгодная альтернатива нежелательному для нас поведению. Тогда получается, что мы всегда предоставляем ему выбрать сценарий – вести себя в соответствии с ожиданиями родителей (и за этим последует выгодный для ребенка результат) или сопротивляться (и тогда результат будет невыгодным для него).

Важно, чтобы ребенок понимал, что эти правила созданы для того, чтобы всем дома (и ему в том числе) было лучше, спокойнее и приятней, а не воспринимал их как что-то, что придумали родители, чтобы им командовать.

Подумайте о том, какие правила поведения вы бы хотели завести у себя дома, организуйте распорядок дня, и вы увидите насколько удобнее станет договариваться с ребенком.

Рассказать друзьям