ГЛАВНАЯ ОБУЧЕНИЕ ВИДЕО УЧИТЕЛЯ РЕПЕРТУАР
СТУДИЯ РАСПИСАНИЕ НОВОСТИ СОБЫТИЯ КАРТА САЙТА

Шри Ганеша

Первый сын Шивы изображается как Высший Лидер (Винаяка), как Лидер Ганов (Ганапати), который служит Шиве и всегда следует за Ним, или как Разрушитель Препятствий (Вигнешвара). Эти имена четко показывают, что Он является Мастером всех Обстоятельств и даже божественные силы не могут быть препятствием на Его пути. И поскольку Он разрушает препятствия, ни один индуистский ритуал или священнодействие не обходятся без поклонения Ему. Его милостью, верят люди, ни одно дело не потерпит неудачу из-за субъективных или объективных причин.

У Ганапати, говорят, есть две Спутницы – Буддхи (Интеллект) и Сиддхи (Успех). Поэтому Он – Мастер Знания и Успеха.

Такая характеристика Шри Ганеши показывает нам обладателя Совершенной Мудрости. Бог с головою слона, устраняющий все трудности в жизни, несомненно, выражает высшее и лучшее, что когда-либо существовало в древних Писаниях. Ученик, чей «путь знаний» изначально интеллектуальный, должен иметь «большую» голову для понимания и осознания Знаний. По сути, истина древних Писаний может быть осознанна только посредством общения ученика с духовным учителем, поэтому, умение слушать (шравана) – это первое, в чем должен совершенствовать себя ученик. Именно поэтому у Шри Ганеши такие большие уши. Они символизируют постоянное и осознанное внимание к словам учителя.

Научившись слушать истину, ученик должен самостоятельно «отражать» (манана) то, что он слышал, для чего емунеобходим чуткий интеллект и столько сочувствия, чтобы найти в себе достаточно места для всех живых существ во Вселенной.

Его интеллект должен обладать такой глубиной и широтой, чтобы охватить в своем видении весь мир многообразия. Он не только обязан охватить весь космос, но и иметь тонкое умение различать (вивека) изменяющуюся, непостоянную материю от Вечного, Постоянного, Всепроникающего Сознания, Духа. Эту способность можно развить, только если ум ученика постоянно совершенствует в себе эту силу различения.

Хобот слона обладает уникальной способностью, которая превосходит все достижения человека в механике и науке. Вот инструмент, который может и дерево вырвать с корнем, и подобрать с земли тонкую травинку! Ни один механический инструмент не имеет такого широкого спектра применения! Гаечный ключ, который используют для закрепления болтов огромного колеса, не может быть применен для ремонта женских часиков. Подобно хоботу слона, способность развитого интеллекта различать должна быть совершенной, чтобы ее можно было полностью использовать не только для разрешения внешних проблем, но и в тонких слоях внутреннего мира человека.

Сила различения в нас работает только тогда, когда есть два фактора, между которыми нужно выбирать. Эти два фактора символически изображены в виде двух бивней, т.к. хобот слона находится между ними. Между добром и злом и другими противоположностями мы должны уметь различать и принимать собственные решения. Шри Ганеша, по преданию, сломал один из своих бивней в ссоре с Парашурамой, великим почитателем Шри Шивы. Этот сломанный бивень символически говорит о том, что искатель истины поднимается над уровнем «пар-противололожностей» (двойственности – двандваатита).

У Шри Ганеши самый широкий рот и самый огромный аппетит. Однажды, во дворце Куберы, Ганеша «вылечил» тщеславие этого божества, утверждавшего, что, благодаря своим несметным богатствам, он стал «Хранителем Небес». Когда Кубера предложил Ему ужин, Ганеша съел всю приготовленную еду, а затем и посуду, и декорации…и все еще не мог утолить голод! Тогда Его отец, Бог Шива, подошел к Нему и дал ему горсточку жареного риса. И Ганеша тут же насытился.

Эта история, рассказанная в Пуранах, очень выразительна в своем символизме. Человек, стремящийся к Совершенству, имеет бесконечный аппетит к жизни. Он живет с Сознанием того, что весь опыт, который он получает от жизни, плохой или хороший, это только игра Вечного с ним. И только Бог, Учитель, может удовлетворить голод своих учеников, дав им «горсточку жареного риса», символизирующую «сгоревшие желания» (васанас), сожженные в Огне Знания.

Согласно индийской философии, искатель должен иметь «большой живот», чтобы тщательно переваривать весь жизненный опыт, и благоприятный и неблагоприятный.

Мы видим на изображениях Ганеши, что он сидит, опустив лишь одну ногу на землю. Это тоже символично. Обычно мы ходим по коридорам жизни на двух ногах (разум и интеллект – выражаясь языком «тонкого тела»). Человек мудрый использует их так, что они стали «одним целым» в нем – разум полностью подчинил себе интеллект.

К стопам этого великого Йога приходят все бесконечные ценности и радости жизни. Все силы приходят, чтобы служить Ему, таким образом, весь мир космических сил – Его верные слуги, ищущие защиты у Его стоп.

На изображениях мы также всегда видим мышку, сидящую около свежей, ароматной еды. Но, если присмотреться, мы заметим, что бедный мышонок сидит, не смея притронуться к ней, подняв глаза к Богу. Он терпеливо ждет Его команды. И, время от времени, Шри Ганеша позволяет мышке полакомиться.

Мышонок – маленькое животное с крошечными зубками, и все же, в амбаре с зерном единственный мышонок может принести непоправимые потери! Подобно этому, существует «мышонок» в каждом из нас, который может выгрызть даже гору доблести в человеке. И этот мышонок – желания в нас. Стремящийся к Совершенству – это тот, кто укротил эту потребность приобретать, владеть и наслаждаться самоуничтожающей силой желания до такой степени, что эта сила полностью подчинена воле Мастера. И в то же время, когда Мастер желает сыграть свою роль в благословении мира, Он едет верхом на мышке, это значит, что желание служит миру, становясь для Него средством передвижения, чтобы действовать.

Разрушитель препятствий, Вигнешвара, имеет четыре руки: в одной Он держит веревку, в другой – топорик. Этим топориком от «отсекает» привязанности своих почитателей, освобождая их таким образом от горя и разочарований (являющимися следствием привязанностей). А с помощью веревки Он тянет почитателей все ближе и ближе к Истине, и в конце концов, привязывает их в Высшей Цели. В третьей руке он держит сладости (модака), символизируя награду за службу Истине. И четвертой рукой Он благословляет всех своих последователей и защищает их от всех препятствий на их Духовном Пути к Высшему.

На самом деле, все препятствия созданы внутренним миром самого искателя. Его привязанности к материальному миру, эмоции и мысли – вот его единственные препятствия. Шри Вигнешвара отсекает их топором и привязывает веревкой внимание искателя на высшей цели. По пути Он «кормит» искателя «сладостью» удовлетворения, которую искатель испытывает, открывая Реальность. Искатель получает от Него все больше и больше благословений, пока, наконец, сам не становится Хозяином Препятствий, или Шри Вигнешварой.

Copyright © Irina Shivashankar 2008-2016

Gallery


Мир танца в Интернет - каталог танцевальных сайтов Rambler's Top100