Конспект занятия для аттестации. Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Весёлые пальчики Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект

коррекционно-развивающего занятия
в старшей логопедической группе
МДОУ "Детский сад комбинированого вида №131"
Кировского района г.Саратова

Цель: 1. Развитие слухового и зрительного восприятия
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие мышления и речи.
4. Развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование:
Мягкая игрушка «Пчелка»;
Пластмассовые игрушки-насекомые, бумажные бабочки;
Предметные картинки: пчела, кузнечик, божья коровка;
Карточки с нарисованными насекомыми;
24 картинки (по 4 на каждого ребенка) с изображением насекомых, фруктов..;
тарелочки, листы бумаги, простые карандаши, конверты.

Ход занятия:
Дети заходят в кабинет психолога, здороваются с гостями. На стенах, столах наклеены, прикреплены изображения насекомых (бабочки, стрекозы, жуки, кузнечики и т.д.). Психолог спрашивает:
- Дети, оглядитесь вокруг! Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (о насекомых).
- Каких насекомых вы знаете? (бабочки, стрекозы, жуки, муравьи и т.д.). Молодцы!
- А теперь подойдите к доске (дети встают полукругом у доски).
- Посмотрите, у меня здесь прикреплена картинка. Я сейчас расскажу о предмете, который там изображен. Вы внимательно послушайте и догадайтесь, о ком идет речь:
«Люди называют этих насекомых труженицами, хлопотуньями. Раскрашено насекомое в желто-черный цвет, крылышки у него полупрозрачные. Это очень полезное насекомое, оно опыляет цветы, дарит людям мед и воск» (это пчела).
- Верно (картинка переворачивается).
- А теперь посмотрите, кто пришел к нам в гости (показываю мягкую игрушку-пчелку). Давайте с вами поиграем в игру «Запомни слова». Я вам буду говорить слова, а вы запоминайте их, и когда поймаете пчелку, назовите мне эти слова.
1. оса, комар, жук, муха, муравей.
2. пчела, бабочка, стрекоза, жук, оса.
3. муха, гусеница, муравей, оса, жук.
4. кузнечик, шмель, бабочка, муравей, пчела.
5. комар, муха, таракан, жук, оса.
6. шмель, сверчок, кузнечик, гусеница, жук.
- Молодцы!
- А хотите поиграть в другую игру? (да, хотим). Игра называется «Узнай по описанию». Я вам буду описывать какое-то насекомое, а вы подумайте и скажите мне, о каком насекомом я говорю:
- Есть головка, брюшко, четыре крылышка, шесть ножек; летит-жужжит (жук).
- Есть головка, длинное брюшко, четыре цветных крылышка, шесть ножек; перелетает с цветка на цветок (бабочка).
- Есть головка, брюшко, четыре крылышка, шесть ножек, собирает нектар с цветов (пчела).
- Есть головка, брюшко, четыре прозрачных крылышка, шесть ножек; вредное насекомое (муха).
- Есть головка, брюшко, четыре прозрачных крылышка, шесть ножек, длинный острый хоботок (комар).
- Есть головка, длинное брюшко, четыре крылышка, шесть ножек; прыгает, стрекочет (кузнечик).
- Молодцы! А теперь, давайте пройдем с вами за столы.
Дети садятся за столы. Я рисую на доске фигуру: 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415.
- Ребята, внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь запомнить его. Потом возьмите простой карандаш и лист бумаги и нарисуйте то, что запомнили.
Дети рассматривают фигуру в течение 10 секунд, затем изображение стирается и дети рисуют по памяти.
- Молодцы! А теперь отложите листочки с карандашами в сторонку и мы проведем с вами гимнастику для пальчиков. Повторяйте за мной:
- Я веселый майский жук,
Знаю все сады вокруг,
Над лужайкою кружу,
А зовут меня Жу-жу.
(дети сжимают кулачки, указательный палец и мизинец разводят в стороны (усы) и шевелят ими).
- Пчела села на цветок,
Пьет она душистый сок.
(дети вытягивают указательный палец правой руки и вращают им, затем тоже самое – пальцем левой руки).

Ребята, у каждого из вас в тарелочке лежит конверт. А в нем картинка с изображением насекомого. Возьмите ее, рассмотрите, теперь переверните. Видите – она разделена линиями на несколько частей. Возьмите ножницы и по линиям разрежьте карточку на части (дети разрезают карточки).
- Хорошо! Теперь соберите картинку из частей (дети выполняют задание).
- Молодцы! Вы разделили целое на части и из частей вновь собрали целое. А теперь положите картинку обратно в конверт и уберите на край стола.
- У вас в тарелочках остались еще наборы из 4 картинок. Возьмите их, пожалуйста, и рассмотрите. А теперь каждый скажет мне, какая картинка в наборе лишняя и объясните почему. А все остальные внимательно слушают и поправляют, если что-то неправильно.
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь, давайте выйдем из-за столов и встанем в круг. Представьте, что мы находимся на лужайке, где порхают бабочки, летают пчелки, стрекочут кузнечики. Давайте поиграем в игру «Изобрази насекомое». По моей команде: «Жук» - вы складываете за спиной руки и начинаете жужжать-«жжжжж»; по команде: «Комар» - вы начинаете пищать как комары-«зззззззз»; по команде «Бабочка» - вы руками изображаете, как летает бабочка. Итак, начали!
- Молодцы! Мы с вами здорово поиграли. А теперь, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, в какие игры играли (дети перечисляют, что они запомнили на занятии).
- Молодцы! Мне понравилось как вы работали. Были очень активными, внимательными. Наше занятие подошло к концу и мы пойдем в группу.

Аттестация - важное событие в профессиональной карьере педагога. И хотя проведение открытого занятия - волнительный момент, требующий значительных усилий по его подготовке и проведению, без подобных мероприятий жизнь была бы слишком размеренной и спокойной. Воспитатель - профессия творческая, требующая подтверждения важности и результативности своей деятельности не только со стороны воспитанников и их родителей, но и коллег. Участие в аттестации даёт возможность получить такую оценку своей работы, придаёт сил и показывает новые цели, к которым надо стремиться.

Теоретические аспекты подготовки и проведения открытого занятия на аттестацию

Открытое занятие - обязательная часть работы методического объединения (МО) любого учреждения образования. Педагог, проводящий такое занятие, демонстрирует своим коллегам какие-то новые идеи или технологии в образовательной сфере либо делится накопленным опытом, иллюстрируя его результатами, которых успешно достигли воспитанники.

Проведение открытого занятия является необходимым этапом прохождения аттестации педагога

Как оценивается аттестационное занятие

Во время проведения аттестационного периода необходимо провести не менее 2 открытых занятий. Каждое такое мероприятие будет оцениваться представителями аттестационной комиссии (экспертами). Воспитатель, проводящий занятия, демонстрирует свой профессиональный уровень, умение работать с детьми, компетентность в рамках предложенной темы, а также знание и применение нормативных документов. Представители аттестационной комиссии, присутствующие на открытом занятии, дают оценку его проведения по следующим направлениям:

  • Организация занятия.
  • Дидактическая деятельность педагога.
  • Воспитывающая деятельность педагога.
  • Профессионально-личностная характеристика (портрет) педагога.
  • Характеристика учебной группы.

Представители аттестационной комиссии оценивают занятие по ряду критериев и составляют характеристику педагога

Определение уровня качества организации занятия

Качество организации занятия определяется по следующим критериям:

  • Соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского сада.
  • Выполнение СанПиН, правил ТБ и охраны труда. Перед началом занятий воспитатель должен проверить исправность всего оборудования, особенно электрического, осветительных приборов, правильную расстановку и маркировку мебели, наличие комнатных термометров в помещениях и аптечки, проведение уборки и своевременного проветривания помещений. Его одежда должна соответствовать требованиям СанПиН (быть чистой и аккуратной, не иметь острых булавок и заколок, нельзя надевать обувь на высоких каблуках). Для гостей должны быть предусмотрены бахилы.
  • Учёт возрастных особенностей детей и правильное распределение времени в ходе занятия. При организации открытого мероприятия должны быть учтены временные нормы продолжительности учебных занятий для детей дошкольного возраста. При задействовании на занятии видеотехники и ИКТ учитываются нормы СанПиН.

    При проведении занятию по физическому развитию для разных возрастных групп должны выполняться требования по наполняемости группы и длительности занятий. Если урок проходит в бассейне, учитывается длительность пребывания детей в воде.

  • Оптимальность выбора оборудования для проведения занятия.

Открытое занятие должно включать в себя физминутки или подвижные игры

Оценка дидактической деятельности воспитателя

Оценка этой стороны работы воспитателя на открытом занятии включает в себя:

  • Проведение занятия, основываясь на принципах дидактики: понятность, последовательность в изложении материала, систематичность, наглядность, связь преподносимого материала с жизнью, индивидуальный подход.
  • Выполнение поставленных целей занятия.
  • Насколько оптимальны подобранные методы обучения, их взаимное сочетание.
  • Соответствие структуры занятия возрасту и развитию детей.
  • Учёт нагрузки на память детей и их мыслительную работу.
  • Использование воспроизводящей и творческой деятельности воспитанников.
  • Приёмы повышения мотивации детей.

Дидактические особенности открытых занятий в детском саду

В зависимости от дидактических целей открытые занятия подразделяются на:


По методу организации занятия могут быть различными, например, занятие-путешествие, занятие-конкурс, занятие-игра, занятие-беседа, занятие-викторина и т. д.

Профессионализм педагога проявляется в том числе и в умении подобрать такую тему и структуру урока, чтобы показать свои лучшие качества в работе.

Таблица: особенности структуры открытого занятия для дошкольников разных групп

Возраст Форма работы Вводная часть урока Основная Подведение итогов Преобладающий вид мотивации Используемые методы, особенности проведения занятий Тип общения на занятиях
Младшие группы
  • Индивидуальная,
  • подгрупповая.
  • Сюрпризный момент,
  • игровая мотивация.
Объяснение проводится одновременно с деятельностью педагога. Никогда не используется негативная оценка (оценивается участие ребёнка). Мотивация в подготовленном материале урока. Необходимо учитывать индивидуальный подход к домашним детям. Семейный.
Средняя
  • Индивидуальная,
  • подгрупповая,
  • фронтальная.
  • Художественное слово,
  • наглядные методы,
  • игровая мотивация.
  • Объяснение как самостоятельная часть,
  • индивидуальная работа.
Объективная оценка, но от сказочного героя. Часто используется сказочный герой.
  • При отработке результатов используются многократные упражнения.
  • Словесные, наглядные методы и приёмы.
Семейно-деловой.
Старшая
  • Индивидуальная,
  • подгрупповая,
  • фронтальная.
  • Беседа,
  • связь с предыдущим опытом,
  • художественное слово,
  • наглядные методы,
  • учебная мотивация.
  • Объяснение,
  • эксперименты,
  • поисковые вопросы,
  • индивидуальная работа.
Ведущую роль играет сюжетная линия занятия, персонаж используется реже.
  • Словесные и наглядные методы,
  • задания на развитие самостоятельности,
  • индивидуальная подготовка к занятию,
  • организация рабочего места.
Деловой.
Подготовительная
  • Индивидуальная,
  • подгрупповая,
  • фронтальная.
  • Беседа,
  • связь с предыдущим опытом,
  • художественное слово,
  • наглядные методы,
  • учебная мотивация.
  • Объяснение,
  • эксперименты,
  • поисковые вопросы,
  • самостоятельная работа.
Оценка работы и различные виды анализа. Привлекают игры с правилами, проявляется познавательный интерес, который вытесняет игровую мотивацию.
  • Преобладание словесных методов,
  • развитие произвольного поведения,
  • подготовка к занятию,
  • организация рабочего места.
Деловой.

Открытое занятие на аттестацию воспитателя в первой младшей группе детского сада

С первых дней пребывания ребёнка в младшей группе его начинают приучать к правильному поведению во время занятий: занимать своё место, сидеть спокойно в правильной позе, слушать указания воспитателя, не мешать другим и отвечать по разрешению педагога. Пока малыши не привыкнут к этим правилам, не нужно слишком часто одёргивать их, но обязательно следует похвалить при выполнении.

Продолжительность открытого занятия в младшей группе составляет не более 15 минут

Занятия НОД организованы так, что знания малыши получают в процессе непосредственного восприятия действий воспитателя и при выполнении каких-либо несложных упражнений во время урока. Продолжительность НОД в первой младшей группе небольшая (10–12 минут, максимально - 15). На изучение одной темы отводится цикл занятий, похожих по структуре и используемому оборудованию.

Каждое занятие строится так, что включает выполнение нескольких (2–3) однотипных упражнений. В предложенном примере это:

  • нахождение кругов красного, жёлтого, синего цвета (изучение основных цветов);
  • звукоподражание и развитие мелкой моторики;
  • обучение произношению звука [у].

Всё занятие проходит в игровой форме, мотивация заложена в структуре урока, яркости и наглядности оборудования.

Таблица: конспект открытого занятия в первой младшей группе (фрагмент)

Автор Мыкалкина М. П., воспитатель МДОУ №203, г. Челябинск.
Тема «Весенние деньки»
Цель Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о весенних явлениях природы.
Задачи
  • Сформировать представления о весенних явлениях природы: стало тепло, солнце светит ярко, на деревьях набухают почки, появляются листочки, трава, первые цветы.
  • Учить детей различать основные цвета и отвечать на вопросы воспитателя, активизировать прилагательные: красный, синий, зелёный, жёлтый.
  • Воспитывать звуковую культуру речи: правильно произносить гласный звук [у], правильно произносить звукоподражание - кап-кап.
  • Развивать умение имитировать заданный образ.
  • Развивать воображение, творческие способности.
Материалы и оборудование
  • Изображение паровоза и «пуговицы» четырёх основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый);
  • макет «тучка»;
  • музыкальный инструмент - треугольник;
  • схема «Кому солнце даёт тепло»;
  • макет «Весенняя полянка»;
  • птичка - свистулька;
  • зонтик раскрытый;
  • корзина с конфетами.
Ход занятия В: Ребята, посмотрите, к нам гости пришли. Поздороваемся с гостями. (Здороваются). Посмотрите, как солнышко сегодня играет лучиками (в группе на солнышко дополнить прикрепить «золотые» лучики). Солнышко радуется, потому что к нам пришла весна.
  • Весело солнышко резвится
    Возле нашего окна.
    Вот к нам в двери постучалась
    Настоящая весна!

Давайте поздороваемся с солнышком, улыбнёмся ему:

  • Здравствуй, солнышко-колоколнышко!
    Доброе, лучистое и такое чистое.

Ребята, солнышко даёт нам тепло, оно греет нас своими лучиками. Греет деревья, кусты, птиц, животных. Всё живое на земле оно согревает (Рассказывая об этом, воспитатель показывает детям схему «Кому солнце даёт тепло»).
Ребята (воспитатель подходит к макету «тучка»), весной бывает дождик, когда солнышко прячется за тучку (помощник воспитателя берёт треугольник, начинает играть).
Ой, дождик закапал, бегите ко мне под зонтик и расскажем вместе стихотворение. (Дети рассказывают трёхстишье о дождике). <…>
Поиграем с дождём? (Звучит треугольник). Приготовьте ладошки.

  • Апрельский вдруг закапал дождь - кап-кап-кап (дети стучат пальчиком по ладошке),
    И по лужам ты идёшь - так-так-так (притоптывают).
    Ветер шелестит листвой - ш-ш-ш (потирают ладонь о ладонь),
    Дождик сильнее застучал - кап-кап-кап (дети стучат пальчиком по ладошке),
    Скоро ливнем дождик стал - кап-кап-кап (дети быстро стучат пальчиком по ладошке).
    Дождик тише снова стал «кап-кап-кап» и перестал.

Снова солнышко засияло и зовёт нас в лес. В лесу выросли подснежники. Поедем, полюбуемся ими?
На чём же мы поедем? Можем мы поехать на паровозе? Посмотрите, он у нас есть. (Показывает макет паровоза). Вот наш паровоз, но у него нет колёс. Может ли паровоз ехать без колёс? Надо нам с вами приделать колёса к нему. Посмотрите, какой у нас паровоз? (Красный). Давайте найдём красные колёса и прикрепим к паровозику. <…>
Воспитатель и дети образуют паровоз и повторяют звук: Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Паровоз подъезжает к поляне с цветами.
В.: Ребята, полюбуйтесь первыми весенними цветочками - это подснежники. Какие они красивые. Вот уже появилась зелёная травка. На деревьях появились первые листочки. Звонко поют птицы. Вот она какая - весна красавица! Ой, посмотрите, под деревцем стоит корзинка.
Посмотрим, что там? Конфеты. Это, ребята, вам сладкий привет посылает весна!

Открытое занятие на аттестацию воспитателя во второй младшей группе детского сада

Занятия во второй младшей группе являются организованной формой обучения, в процессе которой у детей складываются навыки слушать указания и объяснения педагога, работать над заданиями, не мешая соседям, быть активными и показывать интерес к изучаемому предмету. В этом возрасте деятельность ребёнка приобретает целенаправленность. Дети уже начинают управлять своими желаниями и действиями. Воспитатель направляет их стремление к самостоятельности и активности в организованное русло. Это позволяет постепенно перейти к обучению, использующему самостоятельную работу дошкольников, направленную на решение конкретных задач.

С воспитанниками второй младшей группы педагог должен проговаривать все действия и показывать их на своём примере

Объяснение материала, использование приёмов наглядности должно помогать ребёнку в выполнении заданий и приобретении новых умений. Дошкольники этого возраста относятся к словам взрослого как адресованным им лично, поэтому давая указания, воспитатель называет детей поимённо. Указания и объяснения всегда должны быть чёткими, точными, короткими, понятными и интересными для воспитанников. В случае постановки сложной задачи она разбивается на несколько этапов, выполнение каждого из которых контролируется воспитателем.

В качестве примера предлагается конспект открытого занятия во второй младшей группе по формированию у детей умения слушать художественное произведение и запоминать его сюжет «Путешествие в страну сказок» (автор - Ирина Ющенко). Подобное занятие можно провести для аттестации на первую квалификационную категорию.

Открытое занятие на аттестацию воспитателя в средней группе детского сада

Дети среднего дошкольного возраста отличаются от малышей более высокой мысленной активностью, степенью восприятия информации. У них увеличивается устойчивость внимания, начинает формироваться образное мышление. Ребята 4–5 лет способны воспринимать больший объём информации. Продолжительность занятий увеличивается до 20 минут. В зависимости от вида деятельности могут проводиться как групповые, так и фронтальные занятия. Занятия направлены на получение или закрепление новых знаний, улучшение навыков, воспитание личности.

В средней группе время проведения открытого занятия увеличивается до 20 минут, а темп деятельности ускоряется

При проведении открытого занятия в средней группе воспитателю следует учитывать повышенную любознательность 4–5-летних ребят.

Таблица: пример конспекта открытого занятия в средней группе (фрагмент)

Автор Преловская Е., воспитатель Д/с «Земляничка», с. Обуховка, Белгородская область.
Название «Путешествие на машине»
Программные задачи
  • Активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих противоположные параметры величин, весовые, вкусовые, температурные и другие свойства предметов и явлений.
  • Закрепить использование усвоенных понятий: «дикие - домашние животные», «домашние животные - домашняя птица».
  • Закрепить названия видов транспорта.
  • Узнавать геометрические фигуры в символических изображениях предметов.
  • Совершенствовать счётные навыки в пределах 4.
  • Закрепить в сознании детей соотношение числа с цифровой символикой.
  • Активизировать использование предлогов для обозначения местоположения предметов в пространстве и относительно себя.
  • Совершенствовать навыки рисования красками.
Материалы и оборудование
  • Конверт с письмом, карта, карточки разного цвета с нумерацией от 1 до 5;
  • машина (на стулья надет чехол в виде машины);
  • игрушки - животные;
  • книга;
  • цифры от 1 до 5;
  • карточки с изображением геометрических фигур;
  • предметные карточки;
  • магнитная доска;
  • картина «Сказочного дворика»;
  • карточки с изображением животных на магнитах;
  • ящики с игрушками;
  • листы бумаги с нарисованными свечой геометрическими фигурами;
  • краски;
  • кисти.
Вводная часть В.: Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. (Дети здороваются с присутствующими).
Посмотрите, что случилось с нашей группой? Исчезли любимые игрушки. Вы их не убрали, и Баба-яга их украла, будем их вызволять. (Открывают конверт, находят в нём задания от Бабы-яги на карточках, рассматривают). Посмотрите, здесь ещё что-то есть. (Достаёт из конверта письмо).
Садимся в «машину», едем в лес. (Звучит музыка).
Дети с помощью карточек вспоминают и закрепляют названия видов транспорта (наземный, воздушный водный).
Основная часть Обращаются к карточкам.
В.: Ну что, поехали? Тогда в путь. (Звучит музыка).
  • Игра «Кто лишний и почему?» (Находят лишнее животное). <…>
  • Остров «Геометрических фигур».
    На столе лежит книга «Геометрических фигур», на каждой её странице отображена геометрическая фигура. Здесь же разбросаны картинки с изображениями предметов, похожих на геометрические фигуры.
    Задание: разложить картинки по своим страницам.
    Педагогом даются задания найти фигуры по описанию.
  • Физминутка. <…>
  • Игра «Не ошибись!» (разместить животных по описанию воспитателя). <…>
  • Детей встречает Баба Яга, проверяет задания и даёт ещё одно, последнее. «Волшебное рисование».
    Нужно закрасить красками листы бумаги, на которых высвечиваются геометрические фигуры. Дети их называют.
Заключительная часть Баба-яга хвалит детей и возвращает игрушки.
В.: Молодцы! Мне было тоже очень интересно путешествовать с вами, надеюсь, теперь вы всегда будете убирать игрушки на место.

Открытое занятие на аттестацию воспитателя в старшей группе детского сада

В старшей группе длительность занятия НОД увеличивается до 25 минут, при этом возрастает объём получаемой информации и темп деятельности. Занятие начинается с повторения материала, которое обычно проводится в игровой форме. Игровые упражнения включаются и в основную часть занятия. Такие упражнения не только увеличивают знания детей по теме, но и стимулируют мышление, улучшают концентрацию внимания, создают хорошее настроение. Для этой возрастной группы можно использовать комбинированные задания, направленные на выполнение нескольких задач одновременно, используя материал разных разделов образовательной программы.

Открытое занятие может быть приурочено к праздничной дате

При организации занятия учитывается, что 5–6-летние дети не могут в течение продолжительного времени выполнять повторяющиеся действия и сохранять одну и ту же позу. Смена заданий должна содержать изменение вида деятельности и по возможности изменение положения тела. При ответах на вопросы ребёнок может не только вставать, но и подходить к воспитательскому столу или другому оборудованию, показывать правильное решение на плакате, магнитной доске. Всё это даёт возможность дошкольникам получить некоторую двигательную разрядку. В середине основной части обязательно проводится физкультминутка. Желательно, чтобы её содержание соответствовало основной теме занятия.

В старшей группе открытое занятие часто делают комплексным, что показывает различные грани профессионализма педагога.

В качестве примера предлагается конспект открытого занятия по ФМП «Пять ключей» в старшей группе (автор - Ольга Григорьева). Образовательные задачи этого занятия:

  • формировать знания цифр от 1 до 5, основных геометрических фигур;
  • развитие навыков конструирования и пространственного мышления;
  • развитие навыков общения и взаимодействия с окружающими.

Открытое занятие на аттестацию воспитателя в подготовительной группе детского сада

Продолжительность занятия увеличивается до 30 минут. На каждом занятии изучается новый материал и повторяется пройденный. Возрастает применение словесных приёмов преподнесения материала. В ответах дошкольников должна быть законченность построения предложений. Ребёнок этого возраста может выполнить несложное задание по объяснению педагога без демонстрации примера. Для более сложных задач приёмы наглядности сохраняются.

Воспитанники подготовительной группы способны самостоятельно выполнять различные задания

С целью повышения мотивации воспитанников в открытое занятие вносятся элементы соревнования, используются загадки, дидактические игры, интересный раздаточный материал. В зависимости от дидактических целей можно организовывать все виды занятий.

В подготовительной группе чаще используется самостоятельная работа детей.

Для примера можно ознакомиться с конспектом занятия на аттестацию в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» по ФМП, развитию логического мышления, внимания и памяти (автор - Аделя Шаемова).

Видео: аттестационное занятие в подготовительной группе

Отзыв на открытое занятие в детском саду для аттестации

Написание отзыва на просмотренное занятие может вызвать определённые трудности. А между тем такие документы нужны каждому педагогу при оформлении личного портфолио. В отзыве экспертами отмечаются сильные и слабые (если они есть) стороны занятия, педагогические находки, темп, методы, виды и формы заданий, общая атмосфера, царящая в группе. Оценивается профессионализм воспитателя, стиль педагогического общения, его умение включить дошкольников в работу, увлечь деятельностью, индивидуальный подход к воспитанникам. Также можно сделать акцент на актуальности темы занятия, выбранных средствах её раскрытия, активности детей, проведении рефлексии и т. д.

В отзыве на открытое занятие отмечаются наиболее яркие моменты и мастерство педагога

Отзыв на открытое занятие должен иметь чёткую структуру:

  1. Введение: где и когда проводилось занятие, с детьми какого возраста, количество.
  2. Описание целей и задач занятия, средств и методов их достижения.
  3. Описание достоинств занятия, мастерства педагога.
  4. Пожелания, рекомендации по улучшению занятия, на что следует обратить внимание.
  5. Выводы.

С целью дальнейшего повышения профессионализма педагога в отзыве на открытое занятие могут содержаться рекомендации по характеру используемых методов и технологий, особенностям взаимодействия с детьми и т. п.

В качестве примеров предлагается посмотреть несколько аналогичных документов:

  • Отзыв на организованную образовательную деятельность по познавательному развитию (Алыкова М. В.).
  • Отзыв на музыкальное занятие .
  • Отзыв на открытое занятие в старшей группе (Глушкова О.).

При подготовке и проведении открытого занятия на аттестацию педагогу следует учитывать, что открытый урок - это просто хорошо продуманное, тщательно спланированное занятие с детьми, аналогичное тем, которые каждый воспитатель проводит ежедневно, а участие в аттестации - новая ступень в повышении своего профессионального мастерства.

МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»

Воспитатель

первой

квалификационной

Бушуева Ольга

Владимировна


Дата рождения: 16.08.1987г.

Образование: высшее педагогическое,

закончила ШГПИ в 2013г., по специальности «Менеджмент организации»,

квалификация: менеджер.



Общий трудовой стаж 6 лет

Стаж педагогической работы - 6 лет

В данном учреждении - 5 лет

В данной должности - 6 лет


Мое педагогическое кредо

«Пришла в детский сад –

улыбнись на пороге!

Всё, что ты отдаёшь,

получаешь обратно в итоге!»

Нормативно-правовые документы

Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 года.

Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.12 года №273-ФЗ

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124–ФЗ (с изменениями на 21 декабря 2004 года)

Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки России от 30.08.2013 года №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2010 г. № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 года.

Устав МКДОУ «Детский сад № 2 «Солнышко»


«Интерактивные игры и задания, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего

дошкольного возраста».


Актуальность темы

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования подчерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим возникла проблема: использование интерактивных игр и заданий при формировании элементарных математических представлений

у дошкольников.


Противоречие:

между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала интерактивной игры и поиску условий её использования в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны.


Цель педагогической деятельности: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения интерактивных игр и заданий в образовательный процесс. Задачи: 1. Проанализировать особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста для организации образовательного процесса;

2. Разработать и подтвердить эффективность интерактивных игр и заданий по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста;

3. Создать условия для ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста через применение интегративных игр и заданий для создания образовательного процесса.



Интерактивные игры и задания

для старшего дошкольного возраста.


Центр «Математического

развития»







Создание благоприятных условий и внедрение

интерактивных игр и заданий по ФЭМП

у детей старшего дошкольного возраста,

имело свою эффективность,

о чём показывают результаты диагностики

в конце каждого учебного года.

в мае 2013 г.: высокий – 39%, средний - 47%, низкий – 14%;

в мае 2014 г.: высокий – 54%, средний - 35%, низкий – 11%;

в мае 2015 г.: высокий - 73%, средний - 20%, низкий - 3%






Открытые занятия, фотовыставки,

папки – передвижки.



Взаимодействие с педагогами

и специалистами


Достижения воспитанников

в садике.


Достижения воспитанников

в школе.



Интернет – ресурсы:

  • Оформление: http://skyclipart.ru .
  • Всё для воспитателя: http://vospitatel.com.ua .
  • Всё для работников ДОУ: http://www.specialist-detsada.ru .
  • Развитие ребёнка: http://www.razvitierebenka.com .
  • Всё для детского сада: http://www.leon4ik.com .
  • Развитие детей: http://www.razumniki.ru/razvitie_rechi_detey.html .
  • Учебно-методический кабинет: http://ped-kopilka.ru .
  • Для воспитателей: http://www.detsadd.narod.ru .
  • Портал готовых презентаций и шаблонов: http://prezentacii.com/detskie/ .
  • Журнал «Дошкольник»: http://do shkolnik . ru / .
  • Журнал «Дошкольное воспитание»: http://dovosp.ru/ ;
  • Маам: http://www.maam.ru .
  • Мультиурок: http://сайт.

Мультиурок

МААМ

Дошкольник. РФ

Одноклассники



2015 год, ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» по программе повышения квалификации «Проектирование образовательной деятельности в условиях внедрения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с использованием дистанционных образовательных технологий», 40 часов.

2016 год, ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» по программе повышения квалификации «Предметно – педагогическая ИКТ – компетентность воспитателя в условиях введения профессионального стандарта педагога: работа с интерактивной доской», 24 часа.


Программа «От рождения до школы»

под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой,

и Федерального государственного образовательного стандарта.






Цель исследования:

формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством внедрения дидактических игр.


Спасибо

"Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" представлено на сайте в том виде, в котором оно демонстрировалось комиссии, т.е. со всеми приложениями: конспект занятия, фотографии пособий, применяемых на занятии, видеоматериал - "изюминка", используемая в ходе занятия, музыкальный фрагмент.

Занятие было представлено членам экспертной комиссии при процедуре прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию в октябре 2010 года.

Получило высокую оценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

228-826-386 Шаталова Е.П.

Открытое занятие по экологическому воспитанию дошкольников

(средняя группа)

Тема: «Играем в волшебников»

Программное содержание:

Создать целостное представление о воде как о природном явлении, о ее значении в природе и в жизни человека;

Учить детей правильно отвечать на вопросы;

Расширить знания о животных, обитающих в воде;

Развивать связную, диалогическую речь, подбирая определения, глаголы, грамматический строй речи, правильно согласовывая существительные и прилагательные;

Обогащать словарный запас словами: лаборатория, фильтр, развивать воображение, фантазию.

Материал:

- «волшебная палочка», указка;

Учебная картина на тему «Кому нужна вода» (Рисунок 1)

Дидактическая игра «Удивительный круг» с набором картинок (Рисунок 2)

Уголок экспериментирования (Рисунок 3)

- «экран настроения» (Рисунок 4)

Магнитофон, аудиозапись «Звуки воды» (Приложение 1)

Телевизор, видеозапись «Обращение грязной воды к детям» (Приложение 2),

«Обращение чистой воды к детям» (Приложение 3)

Стаканчики с грязной и чистой водой (20 штук), марля, вата, салфетки;

Предварительная работа:

Беседа на тему «Вода в природе и жизни человека»;

Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе;

Чтение произведений художественной литературы: Н. Рыжова «Волшебная вода», А. Введенский «Песенка о дожде», Н. Заболоцкий «На реке», К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр»;

Сочинение сказки «Веселые капельки»;

Разучивание потешек, отгадывание загадок;

Дидактические игры «Волшебный зонт», «Времена года», «Собери картинку» и др.;

Экспериментирование с водой.

Ход занятия

Воспитатель (В.) – Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир знаний. Узнаем много нового и интересного. Делать это мы будем с нашим Знайкой, который приготовил для нас задания, они лежат в этом замечательном сундучке. У Знайки есть волшебная лаборатория, где происходят чудеса с водой, песком, воздухом. Чудеса – дело непростое, чудеса делают волшебники. А вы хотите стать волшебниками? Становитесь в круг. Я возьму «волшебную палочку», буду говорить слова, а вы выполните то, о чем я говорю.

Чики – чики – чикалочка,

Вокруг себя повернитесь,

В волшебников превратитесь.

(Дети выполняют)

Воспитатель дотрагивается палочкой до каждого ребенка.

Закончилась наша игра – превращалочка. Теперь вы волшебники!

В. Надевает каждому ребенку на шею медаль с изображением волшебника.

В.: Присядьте на коврик, пришло время выполнить первое задание Знайки. Воспитатель из сундука вынимает конверт и читает письмо:

«Дорогие ребята, прошу вас прослушать эту кассету и определить, что за звуки вы услышали».

В. включает аудиозапись «Звуки воды». Дети слушают и определяют.

В.: Молодцы! Сегодня мы будем говорить о воде, кому и зачем она нужна. Послушайте стихотворение «Волшебная вода»:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем.

Без нее нам не умыться,

Не поесть и не напиться,

Смею вам я доложить,

Без нее нам не прожить!

Вы согласны, что без воды нам с вами обойтись просто нельзя. А Знайка приготовил нам интересное задание.

Воспитатель достает из сундучка конверт, читает задание:

«Дорогие ребята, с первым заданием вы справились, правильно догадались, что на аудиокассете были звуки воды. А сейчас вы должны рассказать, кому нужна вода и почему без нее нельзя прожить».

В. подводит детей к наглядному пособию «Кому нужна вода». Дети по очереди рассказывают о том, что вода нужна человеку, птицам, животным, насекомым…

В. задает наводящие вопросы.

В.: Настало время для третьего задания. Посмотрим, что на этот раз приготовил нам наш Знайка.

В. достает конверт, читает:

«- Ребята, вы правильно рассказали, кому нужна вода. А сейчас предлагаю вам игру «Удивительный круг». Разместите картинки так, чтобы стало понятно, кто живет в воде». (Дети подходят к столу, садятся, выбирают нужные картинки и крепят)

Краткая беседа: в воде живут рыбы, морская звезда, морской конек, рак, дельфин..)

В.: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием Знайки. А сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Все выходим на физкультминутку.

Физкультминутка:

Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)

Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)

Речка лентой впереди (потягивание – руки вперед)

Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками,

Кто угонится за нами? (Плавательные движения)

А теперь пора уж, братцы,

Всем нам к Знайке возвращаться. (Ходьба на месте)

В.: Теперь посмотрим, остались ли еще в сундучке задания от Знайки. (Достает конверт, читает):

«Дорогие ребята, предлагаю вашему вниманию видеописьмо. Посмотрите на экран телевизора». (На экране сюжет: вода просит детей о помощи – сделать ее вновь чистой).

В.: Настало время делать чудеса. Вам надо очистить воду. Из грязной превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы – настоящие волшебники. Хочу напомнить, что люди не всегда ведут себя правильно в природе – загрязняют воду в реках, озерах, тем самым наносят вред не только природе, но и своему здоровью.

Воспитатель проводит детей в лабораторию. Садятся за столы, где стоят стаканы с грязной водой, вата, марля, пустой стакан на каждого ребенка.

В.: Как можно очистить воду?

(Ответы детей)

В.: Я вам помогу. Воду можно очистить через фильтр. (Дети повторяют слово фильтр) У нас это вода и марля. Вместе с детьми проводит очистку через фильтр (вату, марлю). (Во время опыта звучит мелодия воды)

В.: Покажите свои стаканчики, посмотрим, очистилась ли вода?

Чистая вода получена. Всю воду в мире нельзя так очистить, как это сделали мы сейчас, поэтому необходимо вести себя так, чтобы ее не загрязнять. Надеюсь, когда вы вырастите, будете правильно вести себя в природе и научите этому других.

Возьмитесь за руки, обнимите друг друга, улыбнитесь друг другу. Вы доказали, что настоящие волшебники, все задания Знайки выполнили. Теперь нам снова пора стать ребятами. В. берет волшебную палочку и говорит:

Чики – чики – чикалочка,

Помоги мне, волшебная палочка,

Вокруг себя повернитесь,

В ребят снова превратитесь.

Итог: В. – Чем вы сегодня занимались?

Что вам понравилось?

Дети отражают свои впечатления по «экрану настроения». Воспитатель дает оценку, отмечая каждого ребенка.

В.: До свидания, до скорой встречи!


Аттестация педагогических работников проводится в 3 этапа: 1) предварительный, 1) письменный квалификационный экзамен, 3) принятие решения о соответствии занимаемой должности.

В рамках настоящего материала мы рассмотрим только только 2 этап в части подготовки конспекта урока как формы квалификационного испытания, так как это напрямую связано со спецификой сайта. Ссылка на полный текст документа представлена в начале статьи.

Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания

Существует 2 варианта проведения письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (по выбору аттестуемого педагога):

  1. подготовка конспекта урока (занятия) по предмету, который он преподает в текущем году;
  2. решение педагогических ситуаций.

Цель письменного квалификационного испытания: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности.

Задача педагога в ходе написания конспекта урока - продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.

Навигация по документу:

Общие требования к написанию конспекта

  1. Педагогу заранее предлагается определить учебный предмет и программу, в рамках которой будет выполняться письменная работа.
  2. При проведении письменного квалификационного испытания педагогу предлагается инструкция, содержащая цель работы, тему урока, по которой должен быть составлен конспект, критерии оценки. В случае необходимости, педагог имеет право исключить ряд тем, представленных в программе, и по субъективным причинам для него не желательных (не более пяти).
  3. Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на написание конспекта урока, составляет 1,5 - 2 часа.
  4. Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала).
  5. Конспект предполагает отражение основных этапов урока: организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, объяснение нового материала, закрепление учебного материала, задание на дом. При написании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру урока в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.
  6. Педагогу должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.

В ходе написания письменной работы педагогу предлагается раскрыть структуру и предметное содержание урока, сформулировать цели и задачи урока и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик класса, в котором будет проводиться урок. Основные этапы урока и их содержание представлены в предлагаемой схеме написания конспекта урока ().

Схема конспекта урока

Таблица 1.

Этапы работы Содержание этапа (заполняется педагогом)
1.

Организационный момент , включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
2.

Включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
3.

Данный этап предполагает:

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
4.

Предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые - ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
5.

Задание на дом , включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Оценка письменной работы экспертом

Оценка письменной работы экспертом производится в соответствии с критериями, представленными в .

Критерии оценки письменной работы педагога

Таблица 2.

Оцениваемые характеристики Критерии оценки
Компетентность

Об уровне развития компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим критериям:

  • Учитель разделяет тему урока и цель урока.
  • Цели формулируются в понятной для ученика форме.
  • Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности.
  • Поставленные перед учащимися цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.
  • Цели, ставящиеся перед учащимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов.
  • Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока.
  • На начальном этапе урока учитель ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке (организацию рабочего пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме урока и т.д.).
  • Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом.
  • Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально значимых качеств личности.
Компетентность в области мотивирования обучающихся

Об уровне развития компетентности педагога в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:

  • Учитель демонстрирует учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике.
  • Учитель демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока.
  • Учитель использует знания об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д.
  • Учитель использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся.
  • Учитель планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.
  • Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы
Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности

Данная компетентность складывается из следующих компонентов: компетентность в предмете преподавания, компетентность в методах преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности.

Компетентность учителя в предмете преподавания отражает уровень владения учебным материалом по предмету и может быть оценена на основе следующих критериев:

  • Учитель в ходе написания конспекта демонстрирует знание преподаваемого предмета.
  • Учитель хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники.
  • При изложении в письменной работе основного материала по предмету учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету.
  • Учитель видит и раскрывает связь своего предмета с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются.
  • Учитель представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами.

Компетентность педагога в методах преподавания отражает методическую грамотность педагога, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями. Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих критериев:

  • Учитель демонстрирует владение современными методами преподавания.
  • Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведенному на изучение темы.
  • Учитель демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.

Об уровне развития компетентности педагога в субъективных условиях деятельности можно судить на основе следующих критериев:

  • При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся.
  • Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, с которыми он работает.
  • Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися.
  • Педагог демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися.
Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений

Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях.

Об уровне развития умения выбрать и реализовать типовые образовательные программы , а также разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, с учетом требований основных нормативных документов можно судить на основе следующих критериев:

  • При подготовке к уроку педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: государственный образовательный стандарт, конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы ОУ, содержание основных учебников и учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету, допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методических и дидактических материалы по преподаваемому предмету и т.д.
  • Конспект урока составлен с учетом темпа усвоения учебного материала учащимися.
  • Конспект урока составлен с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы.
  • Учитель демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов.
  • Учитель использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету.

Об уровне развития умения принимать решения в педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев:

  • Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения.
  • Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью.
  • Педагог демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленных целей.
Компетентность в области организации учебной деятельности.

Об уровне развития компетентности педагога в области организации учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:

  • Учитель ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока.
  • Учитель владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач.
  • Учитель демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на уроке, поддержания дисциплины.
  • Учитель демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог.
  • Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.
  • Учитель демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся.
  • Учитель демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).
  • Учитель может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы учащихся.
  • Учитель показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их ответов.
  • Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.
  • Учитель использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающимися.

Примечание: уровень владения учебным материалом оценивается в соответствии с критериями, представленными в рамках компетентности в области информационной основы педагогической деятельности.

Эксперт выносит суждение об уровне развития каждой из компетенций в рамках каждого из этапов урока. Суждения экспертов заносятся в табличную схему оценки письменной работы педагога, представленную ниже ().

Схема оценки письменной работы педагога

Таблица 3.

Компетенции В области личностн. качеств В области постановки целей и задач педагогической деятельности ∑+
_____
Колич. оценок
Этапы урока
Организационный момент
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Изучение нового учебного материала
Закрепление учебного материала
Задание на дом
∑+ (сумма+) / Колич. оценок
Итог Среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций

В ходе качественной оценки эксперт анализирует представленный педагогом конспект, рассматривая по очереди каждый из этапов урока.

В рамках анализа каждого из этапов урока эксперт выносит суждение об удовлетворительном либо неудовлетворительном уровне развития тех или иных базовых педагогических компетентностей. Соответствующие суждения он заносит в таблицу (), обозначая их знаком «+» в случае положительной оценки или знаком «-» в случае отрицательной. Эксперт выносит суждения только о тех компетенциях, которые возможно оценить в той или иной части урока. Не каждый из этапов урока позволяет оценить все компетентности, поэтому некоторые из ячеек таблицы могут оставаться незаполненными. Свои оценки эксперт выносит на основе критериев оценки письменной работы, представленных в .

Обработка результатов (формула и интерпретация данных)

По итогам оценки суммируются все положительные оценки отдельно по каждой из базовых педагогических компетенций и по каждому их этапов урока. Полученная сумма делится на общее количество оценок по соответствующей компетентности или по этапу урока.

Если итоговый балл >=0,5, можно судить об удовлетворительном уровне развития соответствующего показателя. Если этот балл <0,5, уровень развития соответствующего показателя является неудовлетворительным.

Основными являются оценки, отражающие уровень развития базовых педагогических компетенций. На их основе подсчитывается итоговый балл, представляющий собой среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций.

Он рассчитывается по следующей формуле:

Где: ПС - показатель соответствия занимаемой должности

БПК - оценки по базовым педагогическим компетенциям.

Итоговый показатель может варьироваться в пределах от 0 до 1 балла. Он интерпретируется следующим образом:

От 0,5 до 1 балла - соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями.

От 0 до 0,49 балла - несоответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями.

Итоговые оценки в отношении каждого из этапов урока являются вспомогательными и служат для подготовки качественного экспертного заключения по аттестуемому педагогу, выявления сильных и слабых сторон его деятельности с целью последующей разработки индивидуальных программ повышения квалификации.

Пример оценки письменной работы педагога представлен в .

Пример оценки письменной работы педагога

Таблица 4.

Компетенции В области личностн. качеств В области постановки целей и задач педагогической деятельности В области мотивации учебной деятельности В области обеспечения информационной основы деятельности В области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений В области организац. учебной деятельности ∑+
_____
Колич. оцено
Этапы урока
Организационный момент + + - + 0,75
Опрос учащихся по заданному на дом материалу - - + + 0,5
Объяснение нового учебного материала - - + + + 0,5
Закрепление учебного материала + - - + + - 0,5
Задание на дом + + - 0,66
∑+ / Колич. оценок 0,66 0,4 0,4 1 0,66 0,75
Итог 0,645 - соответствие занимаемой должности

Экспертное заключение

По результатам оценки письменной работы эксперт пишет заключение, в котором, на основе представленных критериев (таблица 2) и итоговой таблицы оценок (), он должен отразить:

Уровень владения учебным материалом: насколько полно раскрыта заданная тема урока.

Уровень развития базовых педагогических компетенций.

Эффективность работы педагога на отдельных этапах урока.

По результатам экспертной оценки могут быть разработаны предложения по индивидуальной программе повышения квалификации, направленной на развитие наиболее слабо представленных педагогических компетенций.

Важно отметить, что принятие решения о несоответствии занимаемой должности не является для учителя необратимым. Работодатель в данном случае может обеспечить обучение, повышение квалификации такого учителя и повторное прохождение им процедуры аттестации.

Ответы на типичные вопросы

1. В методике предлагается значительное количество критериев для оценки конспекта урока. Как ими пользоваться?

Данные критерии позволяют провести развернутый анализ представленного конспекта с точки зрения владения педагогом соответствующим предметным содержанием и базовыми компетенциями. Поскольку в рамках оценки конспекта урока не предполагается балльная оценка по каждому из элементов, представленные критерии можно рассматривать как важный ориентир для проведения оценки и выработки рекомендаций. Напомним, что конспект урока оценивается экспертом по системе «да/нет». «Да» - соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями (умение ставить цели и задачи и эффективно организовать учебную и педагогическую деятельность, направленную на их достижение). «Нет» - несоответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, не владеет базовыми педагогическими компетенциями.

В итоге аттестации, ориентируясь на представленные критерии, педагогу даются рекомендации по развитию тех аспектов, которые не были представлены в письменной квалификационной работе.

2. Если в конспекте урока учитель все внимание сосредоточил на раскрытии содержания преподаваемого предмета и практически не продемонстрировал владения базовыми педагогическими компетенциями, то какое заключение о его соответствии занимаемой должности должны сделать эксперты?

Отрицательное решение может скорее принято в том случае, когда педагог продемонстрировал антипедагогическую позицию при подготовке конспекта урока.

Рассказать друзьям