ГЛАВНАЯ ОБУЧЕНИЕ ВИДЕО УЧИТЕЛЯ РЕПЕРТУАР
СТУДИЯ РАСПИСАНИЕ НОВОСТИ СОБЫТИЯ КАРТА САЙТА

ТРИМУРТИ : БРАХМА-ВИШНУ-ШИВА
Шива-Натараджа

Символы в Индийской цивилизации всегда были мощными представителями высшей реальности. Принцип понимался с помощью его символической копии в нашей сфере существования. Связь между мирами, внутренним и внешним, высшим и низшим, осуществляется на языке символов. Как еще может реальность, куда «не проникает ни взгляд, ни разум, где мы не можем ни знать, ни понимать» что-то «отличное» от того, что уже известно», быть постигнута?

Танец является одним из мощнейших средств воздействия, и танцор благословлен,так как всем своим существом он (она) становится выражением бесконечности. Каждое из изображений богов Индийского пантеона выражает в своей видимой форме один из особенных аспектов мироздания. Но гений индийской мысли открыл изумительное единство науки, искусства и религиозного вдохновения в скульптуре Танцующего Шивы, Натараджи, Бога Танца. И когда бы мы, танцоры, ни говорили на языке танца, бесконечные возможности пересекают наши умы в осознании того, что Натараджа постоянно передает мудрость через свою знаменитую позу, которая стала бессмертной благодаря мастеру-скульптору из Южной Индии.

Глубокий смысл, лежащий в основе этого изображения нужно четко понимать не только потому, что оно живо уже более шести тысяч лет, но и потому, что идея его так же актуальна и сегодня.

Правая верхняя рука держит над головой дамару, барабанчик, олицетворяя НАДА, звук, символ эволюции Вселенной. Из звука произошли все языки, вся музыка, все знания. Форма барабанчика также говорит нам о природе и энергии, которые сливаются воедино для творения. Верхняя левая рука держит язык пламени. Почему Щива держит в одной руке надежду, а в другой разрушительное пламя? Потому, что созидание и разрушение – два равных по силе качества Его Существа. Это два аспекта нашей жизни: рождение и смерть.

Правая рука, которую Он держит впереди, является жестом защиты и мира, говоря:«Смотри, Божья милость всегда с тобой». Будь то Шива или Кришна, Будда или Христос, все они, являясь проявлением Высшего, используют этот жест, который называется абхая хаста на языке танца. «Но как достигнуть Божьей милости и быть всегда под защитой Бога?» - спросите вы. Левая рука Шивы указывает «путь». Эта рука, пересекая туловище, указывает на стопу. Жест этой руки называется гаджа хаста, хобот слона, и это тоже не случайно. Хобот слона очень чуткий. Он поднимает не только очень тяжелые, огромные предметы, но и мельчайшие, очень тонкие. Он различает между ними. Так и мы должны научиться выбрать между высшим и низшим, и стать проницательными. И чтобы помочь нам, Тот, кто владеет хоботом, Шри Ганеша, разрушитель препятствий, всегда к нашим услугам.

Левая нога поднята, говоря нам о том, что так же как Танцор поднимает Свою ногу, так и человек поднимает себя и достигает «освобождения». В то время как одна нога поднята вверх, на другой, правой ноге балансирует все тело Вселенной в бесконечном движении танца. И эта нога балансирует не на твердой земле, а на туловище карлика, воплощающего всю ложь, невежество и беспечность, Апасмара Пуруша. Этот Пуруша внутри нас не дает нам осознать нашу собственную врожденную божественность. Поэтому нам нужно разрушить невежество, если мы хотим достигнуть высшей радости, являющейся нашей истинной природой, и вечного блаженства, которое люди называют Богом.

Вокруг Натараджи – кольцо пламени, Прабха Мандала, танец природы, вызванный Высшим Я в центре: все рождается от Него, все растворяется в Нем.

Пока Шива танцует, с Его спутанных волос стекает река Ганга, сила и источник всего движения в жизни, своими водами очищая человечество. А молодой месяц в Его локонах, словно новорожденный младенец, обещает жизнь во всем своем блеске и славе.

Но, пожалуй, наиболее примечательно во всем этом образе - это сочетание Бога Аскета, Отшельника, Мастера Медитации с неистовым танцором! Йог и Артист! Танцор становится тем, кого он изображает на сцене. В танце пробуждены все энергии тела, разума, интеллекта и души. Это полная самоотдача Богу. Таким образом, танцор подобен йогу, который все отдает Господу.

Это драматичное и яркое сравнение. Но посмотрите на лицо Натараджи. Оно безмятежно, оно просто воплощение внутренней концентрации. В то время как тело движется, как и весь мир, в неистовой суматохе, сам Щива не потревожен этой активностью, отличая тем самым состояние «земной жизни» и Божественного Духа. Его лицо, спокойное и неподвижное, Он – наблюдатель, свидетель и зритель игры, созданной Его собственным творческим импульсом. Он поучает, но Его Дух остается непричастным, бдительным и чутким.

Таков секрет жизни, столь великолепно изображенный в скульптурном шедевре. Истинному искателю нужно только открыть глаза и прочесть…

Copyright © Irina Shivashankar 2008-2016

Gallery


Мир танца в Интернет - каталог танцевальных сайтов Rambler's Top100