Используемые технологии вариативные и авторские программы. Вариативность дошкольного образования как условие качественной реализации фгос до

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

3. Введение в грамоту (мл., ср. группы); подготовка к обучению грамоте (со старшей группы).

4. Формирование представлений об окружающем мире о себе (мл. возраст).

5. Ознакомление с природой (средняя группа).

6. Формирование элементарных экологических представлений.

7. Развитие элементов логического мышления (со ст. группы).

8. Формирование элементарных математических представлений (со средней группы).

9. Ознакомление с пространственными отношениями (со средней группы).

10. Конструктивная деятельность.

11. Изобразительная деятельность.

12. Игровая деятельность.

В комплексе программы отсутствуют разделы «Развитие музыкальности» и «Физического развитие». Авторы рекомендуют программы: «Гармония», «Синтез» (,); «Малыш» () – музыкальное воспитание и развитие; рекомендации по организации физического воспитания в ДОУ Маханевой. Программой предлагаются дополнительные разделы : «Художественное конструирование», «Выразительное движение», «Режиссерская игра».

Программно-методическое обеспечение: Программа «Развитие» (для каждой возрастной группы); планы занятий к программе «Развитие» (для каждой возрастной группы); «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста»; «Педагогическая диагностика»; «Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста» (теоретический и практический материал); «Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей 5-6 лет».

Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. , (3-е издание М., 2005 года) является государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

Креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Структура программы : программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:

Ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста);

Младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);

Средний возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа);

Старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни. В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении .

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Принципы, на которых основывается образование, состоят в следующем:

    гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

3. Субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы .

Выбор программ для дошкольных образовательных учреждений является очень актуальным в настоящее время. Министерство общего и профессионального образования разработало и довело до органов управления образованием Инструктивное письмо от 2 июня 1998 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».

В настоящее время до введения Государственного образовательного стандарта действуют Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 000). Государственные органы управления образованием, в том числе Министерство образования России, обеспечивают разработку примерных образовательных программ. Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня, содержится в информационных письмах Министерства образования России от 24 марта 1995 г.№42/19-15, от 29 января 1996 г. №90/19-15, от 18 июля1997 г.№ 000/ 36-14. В 1999 году вышел каталог-справочник «Дошкольное образование в России» (под ред.), где также дается перечень рекомендуемых программ и новых технологий для дошкольных учреждений, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного уровня образования.

Экспертиза программ осуществляется Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями Российской Федерации. Региональные (местные) органы управления образованием могут создавать экспертные советы (комиссии) по экспертизе программ дошкольного образования для определенного региона (города, района). Экспертиза набора специализированных (парциальных) программ осуществляется: Советом педагогов дошкольного образовательного учреждения для использования набора программ в работе этого учреждения; комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.

В соответствии с п.5 ст.14 и п.2 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также с п.19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 000) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательных программ из комплекса вариативных программ, так и во внесении изменений и разработке собственных программ, не имеющих грифа, при условии их правильной реализации могут обеспечивать выполнение Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.

Выбор программ зависит от вида дошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Выбранная программа должна отвечать поставленным задачам дошкольного образовательного учреждения. Не допускается использование в работе с детьми программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне. На Совете трудового коллектива или педагогическом Совете должно быть принято решение о внедрении той или иной программы в работу дошкольного учреждения. В Устав детского сада записывается выбранная детским садом программа.

Несмотря на трудности переходного периода, изменения, происходящие в сфере образования, сохраняют лучшие традиции российской системы дошкольного образования и имеют, несомненно, положительные черты. На это указывалось в аналитических материалах начальника Управления дошкольного образования Минобразования Стеркиной:

· соблюдается принцип комплексности - педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, художественно-эстетическое и др.), предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей;

    использование некоторых парциальных программ сочетается с работой по другим направлениям педагогического процесса; происходит развитие новых, нетрадиционных направлений содержания работы дошкольного образовательного учреждения, таких, как обучение хореографии и ритмике, иностранному языку , новым разнообразным техникам изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре; делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения; интеграция разных видов деятельности, комплексность содержания способствуют раскрепощению образовательного процесса в детском саду; предпринимаются попытки эмоционального насыщения атмосферы в процессе обучения, что позволяет успешно преодолевать учебно-дисциплинарные приемы и методы в работе педагога; происходит овладение новыми педагогическими технологиями с учетом личностно-ориентированного взаимодействия - переход на новый стиль общения и игры с ребенком; зарождаются новые формы и содержание сотрудничества педагогов с родителями, что способствует преодолению формализма в преемственности в обучении и воспитании ребенка в условиях детского сада и семьи; использование новых моделей устройства помещения и его оборудования обеспечивает потребность ребенка к совместной деятельности со сверстниками, и вместе с тем создаются условия для индивидуальных занятий, что важно для осуществления реального действенного индивидуального подхода к детям.

Программа развития и (или) воспитания - необходимый стержень в работе дошкольного учреждения. Главные приоритеты образования: сохранение и укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности при реализации базисного содержания обучения и воспитания. Важными компонентами любой программы и педагогического процесса в соответствии с ней являются построение режима и место игры в детском саду, гигиенические условия организации жизни, занятий и всех детских видов деятельности, профилактика заболеваний.
По мнению специалистов и организаторов дошкольного образования, важен цивилизованный контроль за уровнем образования. Контроль, который может защитить ребенка от некомпетентных педагогических воздействий, от непрофессионализма. Такой контроль обеспечивался введением государственных образовательных стандартов. В 1996 г. приказом Министра образования Российской Федерации были установлены «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Эти требования относятся как к образовательным программам и педагогическим технологиям, так и к характеру взаимодействия персонала с детьми.
Разработки новых программ, которые осуществляются в отечественном дошкольном образовании на протяжении ряда лет и вводят в практику работы новое содержание образования и педагогические технологии, требуют от авторов, прежде всего, определения концептуального подхода к развитию ребенка, историко-педагогической эрудированности, научной добросовестности, методической грамотности, творческого потенциала.
При создании новых программ неизбежны опора на теоретические работы исследователей и использование элементов традиционных технологий, обеспечивавших позитивные сдвиги в развитии ребенка. При этом важным является теоретическая компетентность авторов и уважительное отношение к предшественникам, их вкладу в теорию и практику дошкольного образования. Сочетание инновационных подходов и традиций не уменьшает достоинств новых программ, а указывает на дальнейшее развитие педагогической мысли.

Программа акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка.

Авторы программы считают, что рекомендациям по организации здорового образа жизни детей необходимо следовать неукоснительно. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования). Обязательно целенаправленные ежедневные специально организованные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части. Программа предусматривает активно-двигательный подъем после сна (утреннюю зарядку дома), а также гигиеническую разминку до завтрака как необходимый активизатор организма ребенка. В программе подчеркивается важность знания и умения воспитателя определять особенности физического развития ребенка для формирования у детей культуры движения. Отличительные особенности раздела: для успешного физического воспитания авторы программы предлагают составлять на каждого ребенка своеобразную «карту-прогноз» с характеристикой «сегодняшнего» состояния ребенка, его физического развития и двигательной активности. В карте-прогнозе: отражаются (на каждом возрастном этапе) особенности развития ребенка (развитие мышц, органов, систем и т. д.); определяются те участки тела, для укрепления которых нужны развивающие, закрепляющие или совершенствующие действия; определяются те движения, которые на данном этапе противопоказаны ребенку, могут нанести ему вред; подбираются те формы движений, которые позволяют достичь возрастного физического совершенства (не отдельных двигательных навыков, а физического совершенства применительно к данному возрасту). Такой анализ требует совместного труда медицинских работников и педагогов групп, а также родителей.
для педагогического коллектива: реализация программы требует высокой организации труда. Необходимо научиться совмещать повышенные требования к другим разделам программы с необходимостью осуществлять физическое воспитание детей.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (авторы, Гербова Т. С.- М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Главная задача - охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и обучение, подготовка к школе.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастные ступени физического и психического развития детей: ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшая группы), средний возраст - до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе). В соответствии с этой программой физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться как на специальных физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, правильной осанки. В физическом воспитании дошкольников большое место отводится и физическим упражнениям в игровой форме, и подвижным играм. В программу старшей и подготовительной к школе групп включено обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола , футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса, игры в городки).
В программе акцентируется внимание, что правильное физическое воспитание во всех возрастных группах может быть обеспечено только при постоянном медико-педагогическом контроле. За время пребывания в детском саду у детей должна быть воспитана потребность систематически выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, сохранять правильную осанку, а также сформированы прочные культурно-гигиенические навыки, потребность в ежедневной двигательной деятельности, навыки правильной, ритмичной, легкой ходьбы, бега.
Отличительные особенности: опираясь на обстоятельные методические рекомендации, оказывающие большую помощь в реализации данной программы, педагогический коллектив избежит многих трудностей. Для успешной работы могут быть использованы современные методики и технологии воспитания дошкольников. Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива: нет нового методического обеспечения по организации физкультурно-оздоровительной работы. Для успешной работы необходимо использовать современные методики и технологии по данному направлению.

Программа «Развитие»

Программа «Развитие» разработана творческим коллективом под руководством профессора. Особенность программы заключается в том, что она ориентирует педагогов, прежде всего на овладение детьми способами получения новых знаний, умений, навыков, а не на простое усвоение их. В программу также включен раздел «Одаренный ребенок».
Отличительные особенности: ориентация на личность воспитателя, создающего атмосферу сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Собственно программа не содержит в себе раздела по физическому развитию детей. До недавнего времени авторы программы при организации физического воспитания дошкольников рекомендовали использовать «Типовую программу» или программу «Радуга». В 1998 году были выпущены методические рекомендации «Воспитание здорового ребенка» (, 1998), составленные на базе опыта работы Детского центра-прогимназии «Улыбка» (г. Нижний Новгород). Авторы программы «Развитие» во введении к выпущенным методическим рекомендациям представляют его как «необходимое дополнение к своей программе, которая не содержит в себе раздела по физическому развитию детей».
Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня. Авторы рекомендуют «гибкий режим дня в дошкольном учреждении» рассматривать в аспектах организации динамичного режима дня детей; гибкого графика работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала.
В методических рекомендациях дается примерная сетка занятий для детей различных возрастных групп, позволяющая сочетать занятия по программе «Развитие» с необходимыми оздоровительными мероприятиями. Всю работу по физическому воспитанию авторы предлагают строить с учетом физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья ребенка. Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива: на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной группе составить сводную схему о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности.

В методических рекомендациях отсутствуют разделы «Знания по физической культуре», а также «Диагностика уровня подготовленности детей», но определены показатели, по которым можно оценить эффективность работы по физическому воспитанию: перемена группы здоровья на более высокую, уровень развития детей по местным стандартам, выполнение основных движений: качественные и количественные характеристики по возрасту, физические качества и способности (по тестам).
Авторы рекомендаций считают, что особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур, различных для детей каждого возрастного периода, а также уровня подготовленности, отличные в зависимости от времени года. Основное внимание в программе уделяется не содержанию обучения, а средствам и методам преподнесения содержания образования ребенку. Воспитатели должны хорошо ориентироваться в методиках диагностики и развития способностей.

Программа «Детство»

«Детство» - программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена (автор, и др. Санкт-Петербург; «Акцент» 1997 г.). Это программа многогранного развития и воспитания личности ребенка, ее гуманистической направленности в разных видах деятельности. Необходимо обратить внимание на выделенные уровневые показатели физического развития детей (высокий, средний, низкий) для каждой возрастной группы, что позволяет педагогу правильно построить свою работу.

Программа решает следующие задачи:

· укрепления здоровья детей;

· воспитания потребности в здоровом образе жизни;

· развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

· создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

· выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Отличительные особенности раздела: в программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки.

В программе отмечается, что, заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступить к физическим упражнениям или играм по воспитанию основ здорового образа жизни, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения задачи.
Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива: не отрицая значения физкультурных занятий в детском саду, авторы не считают их ведущей формой работы. Количество занятий и их продолжительность строго не регламентируется. Реализуется программа путем интеграции в повседневную жизнь ребенка естественных для него видов деятельности. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять содержание занятий, способ организации и место в режиме дня. Все это может вызвать затруднения у педагогов, т. к. они имеют разную профессиональную подготовку.

Список используемой литературы.

1. , Баранова педагогика. М.: 1997г.

2.Ерофеева образовательные программы для дошкольных учреждений. – М: «Академия, 2000г.

4. Новые программы для детских садов. \\ Дошкольное воспитание. – 1995.-№8.

5. Соломенникова программы дошкольных образовательных учреждений и технология их использования. М: АКРИ 1999г.

6. Парамонова общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. М: 2001г.

программ.

Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.

Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; н ерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.);

Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.

Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.

Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).

Вариативные программы могут быть основными и дополнительными .

Основные программы . Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.

К основным комплексным программам дошкольного образования отнесены: «Гармония развития» (Д.И.Воробьева); «Детский сад - дом радости» (Н.М.Крылова), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.);«Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.); «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой), «Из детства - в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой); «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко).

В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В.Антонова, Т.С.Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А. Малышева); «Природа и художник» (Т.А.Копцева); «Камертон» (Э.П.Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н.Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С.Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа-2000"» (Л.Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н.Зимонина) и др.

Среди основных особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ.

Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.

Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее - дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. В ряде территорий Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) использование дополнительных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования детей с детского сада до вуза.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Примерные образовательные программы. В отличие от авторских вариативных программ (основных, дополнительных), примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» организацию разработки примерных образовательных программ обеспечивают государственные органы управления образованием на основе государственных образовательных стандартов. Цель разработки примерных программ - реализация требований к обязательному минимуму образования содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его ступенях. В сфере дошкольного образования основой для подготовки примерных программ в условиях отсутствия государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются его проект и «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения детей, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Разработка «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (Л.А. Парамонова, Т.Н. Алиева и др.) не означает разрушения основ вариативности, возврата к эпохе унитарного дошкольного образования.

В примерной программе дошкольного образования крупными блоками представлены примерные объемы содержания основных компонентов дошкольного образования, что позволит разработчикам авторских программ создавать различные образовательные модули для конкретных видов ДОУ, варьировать содержание образования с учетом региональных особенностей, национальных, местных или сложившихся традиций в воспитании детей. А также выстраивать логику содержания и последовательность реализации различных компонентов программного материала, не нарушая основных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ.

Примерная программа в обязательном порядке включает критерии результатов воспитания и обучения детей, основанные на нормативных показателях физического и психического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства, минимальных требованиях к оснащению образовательного процесса в ДОУ (минимальный набор оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования).

При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность на практике реализовать принцип вариативности дошкольного образования.

Начало документа

Я вас приветствую, уважаемые читатели и друзья моей педагогической странички. Автор – Татьяна Сухих приглашает всех на мои посиделки. Хотя я так игриво начала статью, но тему выбрала непростую: вариативная часть программы дошкольного учреждения. Уже была опубликована мной парочка статей об образовательных программах, но сегодня хочу расширить свои и ваши знания в этом вопросе.

Для тех, кому интересно, замечу, что образовательные программы каждый детский сад составляет индивидуально, но в соответствии с примерной программой, утвержденной нашим профильным Министерством. Существует несколько программ, на основе которых ДОУ пишут свои программы. И вот, исходя из этого, программа для детских садов включает в себя обязательные и вариативные блоки.

При этом обязательные блоки должны занимать больший объем, нежели вариативные. Итак, мы берем примерную программу, например, стандартная «Радуга», «От рождения до школы» и дописываем вариативную часть к каждому основному разделу. Как дополнение к основным программам можно использовать, к примеру, «ТРИЗ» или другие авторские программы.


Кстати, тем, кто интересуется программой «Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)», советую отличные книги:

  • «Занятия по ТРИЗ в детском саду » – это пособие для воспитателей и родителей, которые хотят сделать акцент на интеллектуальном развитии и расширении творческого воображения у детей;
  • «Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ» – методичка для воспитателей второй младшей группы. Эту методичку вы можете приобрести в магазине «УЧМаг» или такую же предлагает «OZON.ru» ;
  • «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» – это книга тоже из серии «Технологии ТРИЗ».

Но вернемся к программам. Обязательная часть – это то, что должно в обязательном порядке быть реализовано в любом дошкольном учреждении. Она предусматривает реализацию основных образовательных и развивающих задач для подготовки ребенка к школе через совместную деятельность взрослых и деток, самостоятельную работу малышей, а также посредством создания трехуровневого сотрудничества: детский сад – ребенок – семья.

Еще проще скажу: берется готовая рабочая программа, которую выбирает ваш садик, создается экспертный совет из заведующей, методиста, авторитетных воспитателей, и эта рабочая программа адаптируется под конкретный детский сад.

Далее по общей программе для вашего садика вы пишете свою программу для вашей возрастной группы. И вот именно вариативная часть – это то, что пишет сам воспитатель. Ее еще называют региональный компонент, так, примите к сведению…

Что нужно знать, чтобы написать вариативную часть образовательной программы?

Как ее написать – в этом главная сложность. Здесь нужно помнить, что вариативная часть программы должна учитывать образовательные, культурные, социальные потребности детей, их интересы, особенности развития и здоровья. То есть, мы подгоняем примерную программу, разработанную для всех детей, под конкретно наш садик или группу.


Важно учитывать культурные особенности, возможно, религиозные. Кроме того, не забываем о парциальных программах и ищем такие формы работы с детками, которые наиболее подходят именно этим конкретным детям.

Итак, до того как приступить к написанию вариативной части образовательной программы строго по ФГОС, нужно провести такую работу:

  • Изучить учебные, мотивационные потребности деток путем обработки результатов диагностик, проведенных на протяжении предыдущего года;
  • Провести анкетирование родителей на предмет их желаний и стремлений в вопросе дошкольного образования. Возможно, родители хотят, чтобы дети глубже изучили музыкальный фольклор вашего края или освоили какие-то другие навыки или знания, о которых вы бы сами и не подумали. Что-то по трудовому обучению, тоже может быть;
  • Определить реальные возможности реализации этапов программы в конкретных социокультурных условиях вашего края. Даже климатические условия региона нужно учесть;
  • Затем изучаем программы, из списка утвержденных Министерством, и смотрим, какие из них подойдут для конкретных образовательных потребностей;
  • Решаем, какие формы работы подойдут под конкретную программу. Это должно быть идеальное сочетание формы и содержания, как в литературе;
  • Рассчитываем планируемые результаты освоения детьми всех этапов программы, то есть, заранее определяем, чему дети научатся в конце года благодаря именно этой программе и этим формам работы;
  • Проводится презентация программы для родителей и с учетом их мнения, и на основании результатов предварительно проделанной работы пишем вариативную часть.

Итого, основные принципы формирования индивидуальной составляющей образовательной программы я вам перечислила. Немного сумбурно, мне кажется. Но я – автор, я так вижу

Структура вариативной части программы

Технологии сочетания основной и вариативной части просты: отдельными разделами прописываем региональный компонент.

Так, к каждому разделу рабочей программы или там, где это уместно, дописываем раздел, где делаем анализ организации образовательного процесса в конкретном ДОУ или группе. Описываем особенности развития, здоровья детей, объясняем выбор форм и методик работы с детками. Указываем приоритетное направление работы садика (группы), каким образом мы реализуем поставленные задачи.


Помним, что соотношение вариативной и основной части колеблется в пределах 80-20, 60-40%, где большая часть отведена под основную программу. Самое главное – чтобы региональный компонент не противоречил принципам основной части и соответствовал ФГОСу.

В принципе, не запрещено какой-то блок основной программы полностью переписать под конкретный садик, особенно, если он компенсирующего вида. Можно заменить какой-то смысловой блок авторской или парциальной программой.

Рабочие программы настолько проработаны группами именитых авторов, что мало кто из руководителей детских садов решается еще что-то выдумывать. Дописываем в основном «личные» данные о своем садике или группе и прописываем методы и методики реализации программы.

Ну, как-то так… Если будут вопросы, прошу не стесняться и задавать. Обратная связь – это так важно! А пока мысль уже закончена по этой теме, буду прощаться. Буду рада новым подписчикам и расширению круга моих читателей в соцсетях!

Елена Смелова
Вариативность дошкольного образования как условие качественной реализации ФГОС до

«Вариативность дошкольного образования как условие качественной реализации ФГОС ДО »

Обозначенная тема важна не только для сферы дошкольного образования , но и для всей системы образования в целом . Известно, что основы личности закладываются в дошкольном детстве , а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребенок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, поэтому сейчас большое внимание уделяется качеству дошкольного образования . Значительное влияние на него оказывают программы, по которым работают детские сады.

В советское время все ДОУ работали по единой программе, педагоги должны были неукоснительно выполнять все ее требования. Места для творчества педагогов практически не оставалось.

Ситуация изменилась после принятия закона об образовании , разрешающего использовать вариативные программы дошкольного образования . Педагогам стало интереснее работать, они получили возможность творить. У родителей появилась возможность выбирать детские сады с определенными программами, соответствующими интересам детей. Однако программ стало слишком много, поэтому появление ФГТ, а вслед за ним и ФГОС было воспринято работниками ДОУ как положительный момент.

В то же время возникла опасность, что введение ФГОС приведет в конечном итоге к утверждению единой образовательной программы в ДОУ .

Нам нужно выработать практические шаги по тому, как сегодня выполнять Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . Мы не собираемся отказываться от того, что было наработано ранее. Мы должны посмотреть, как все это сегодня соответствует ФГОС и что нам нужно сделать, чтобы продолжить действовать в этом направлении.

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России .

Показателями степени вариативности педагогической системы, по мнению Н. В. Немовой и Т. П. Афанасьевой, являются : наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для обучающихся вариантов программ (избыточность одинаково привлекательных вариантов ) ; возможность выбора детьми одного из вариантов получения образования (доступность привлекательного варианта ) ; гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей обучающихся).

Говоря о системе дошкольного образования , мы можем выделить следующие показатели степени вариативности педагогической системы ДОУ :

Наличие оптимальной образовательной программы , которая идет от ребенка, а не переделывает ребенка под себя;

Построение образовательного процесса по принципу «от естественных интересов детей к прививаемым» ;

Ориентация при формировании содержания дошкольного образования на «индивидуальные особенности каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования , становится субъектом образования »;

Учет принципа возрастающей независимости ребенка от взрослых в процессе деятельности и, соответственно, намеренное приглушение педагогом своей субъективности в пользу ребенка.

Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования .

Таким образом , вариативный образовательный процесс –взаимосвязанная деятельность участников образовательных отношений по реализации целей образования , осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов, средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования .

Сегодня становится очевидно, что вариативность содержания , форм и методов образования является единственно адекватным ответом на факт разнообразия социальных ситуаций развития ребенка дошкольного возраста , игнорировать который в ХХI веке становится уже невозможно. В наше время категория детей с особыми образовательными потребностями определяется уже не только их состоянием здоровья, хотя дети с ОВЗ в высокой степени нуждаются в истинной образовательной и социальной инклюзии, а следовательно, в том, чтобы среда их развития обладала необходимой гибкостью и вариативностью . Мы также все чаще имеем дело с культурной инклюзией. Многообразие культур , языков, традиций, с которыми сталкиваются педагоги в школьных классах и в группах детского сада, требует, чтобы педагоги, родители и учредители образовательных организаций могли выбирать наиболее подходящие программы, более того, могли строить содержание образование в соответствии с возникшей образовательной ситуацией . Это требование рождает необходимость веера предложений на «рынке» программ, методологии и технологий. Вариативность оказывается единственно возможной стратегией личностно-развивающего образования .

Анализ существующих ныне программ дошкольного образования , обновленных и вновь созданных, показал их большое разнообразие и вариативное содержание (при соответствии требованиям Стандарта) :

Краткое описание образовательных программ ,

воспитательно-образовательного процесса в детских садах.

Образовательные программы , используемые в детских садах.

Воспитательно-образовательный процесс в детских садах осуществляется согласно образовательным программам . Содержание программ нацелено на развитие любознательности, способностей, формирование творческого воображения ребенка ; обеспечивает охрану здоровья, эмоциональное благополучие, взаимодействие с семьей. Отличаются программы друг от друга задачами и методологией реализации . Программы подразделяются на комплексные и порциальные.

Комплексные программы включают все основные направления развития ребенка дошкольного возраста : физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое.

Представляет собой целостную систему воспитания, развития и образования детей с 2-х до 7 лет. В основу программы изложено представление о возникновении психологического роста ребенка на каждом году его жизни. Программа обеспечивает качественную подготовке к школе . Детей знакомят с буквами, целенаправленно обучают чтению, связной речи, математике, развивают логическое мышление, формируют уверенность в собственных силах, устойчивость к неуспеху.

2. Программа «Детство»

Цель - обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства : интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены фольклор, произведения устного народного творчества, прикладные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство росписи. Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка.

3. Программа «Развитие»

Основной целью программы является развитие умственных и художественных способностей детей через овладение сенсорными эталонами, символами и знаками. Программа охватывает практически все направления работы с детьми с 3 до 7 лет : ознакомление с природой и пространственными отношениями, обучение грамоте и математике, логике, ознакомление с литературой и развитие речи. Основное внимание уделяется способом овладения знаниями путем экспериментирования, решения познавательных и творческих задач самим ребенком.

Название технологии включает в себя глубокий смысл. Понятием "Дом" означает возможность каждого воспитанника, включая сотрудников детского сада и родителей, с учетом возраста и индивидуальности, прожить день своей жизни максимально активно. "Радость" - это понятие обозначает эмоционально, которая возникает в момент большого удовлетворения и удовольствия. Следовательно, жить в "Доме Радости" - это находиться каждую осознаваемую минуту в состоянии деятельности. Воспитывать в "Доме Радости" - это содействовать обогащению развития неповторимой индивидуальности.

Основная задача - помочь ребенку раскрыть свой потенциал во всех жизненных сферах, воспитать самоуважение. М. Монтессори создала серию материалов и методику их использования, облегчающих ребенку постижение теоретических знаний (цвет, форма, количество, буквы, цифры, а также практических навыков (умение мыть, переливать жидкость, подметать) . Дети, воспитанные по системе М. Монтессори, умеют самостоятельно решать возникающие проблемы, делать выбор в сложных ситуациях, хорошо распоряжаться своим временем. Школы М. Монтессори появились в разных странах в начале XX века.

8. Программа «Одаренный ребенок»

Программа является вариантом программы "Развитие", предназначена для образовательной работы с детьми 6 – 7 лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Одаренный ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Основная задача программы – обеспечить совершенствование умственных способностей детей, характерных для дошкольников : наглядно-образное мышление , воображение . Для этого наглядные модели (рисунок, аппликация, конструкции, сюжетно-ролевая игра и др.) становятся средством обучения, т. е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний. В результате дети начинают использовать средства обучения «в уме» , они становятся средствами их собственного мышления : построения замыслов, планирования действий, решения различных умственных задач. Программа состоит из 10 разделов. Основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования.

Цель программы - формирование разносторонне развитой личности в возрасте до 7 лет, ее универсальных, в т. ч. творческих, способностей до уровня, соответсвующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья. Программа обеспечена методическими и учебными пособиями.

Программа предназначена для воспитания детей раннего возраста (с 1 года до 3 лет) . В программе раскрываются особенности развития детей раннего возраста, даются рекомендации для родителей и воспитателей по организации работы дома и в детском саду. Программа проста в понимании и использовании.

11. Программа «Березка» технологии системы вальдорфского детсого сада, написана для российских детсадов.

Парциальные образовательные программы включают одно или несколько направлений развития дошкольника .

Актуальные тренды ДО

Поддержка игровой деятельности как ведущего вида деятельности дошкольников

Инклюзия

Поддержка детской инициативы во всех видах детской деятельности

Индивидуализация дошкольного образования

Внедрение современных высокоэффективных методик и технологий

-Реализация сетевых образовательных программ в системе дошкольного образования

-Реализация билингвальных образовательных практик в системе дошкольного образования

Комплексные образовательные модели с инновационными составляющими (управление, содержание, оценка качества )

Детский сад – игропарк

Образовательные приоритеты . Игровая деятельность как ведущий механизм реализации образовательной программы ОО . Разработка и апробация модели игропарк.

Сад детских инициатив

Образовательные приоритеты . Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Формирование навыка осознанного выбора. Реализация образовательных событий в режиме сотрудничества и сотворчества. Разработка и апробация технологии объединения детских инициатив.

Инклюзивный детский сад

Образовательные приоритеты . Создание эффективных моделей инклюзивного дошкольного образования . Организация Лекотек, реализующих услуги дошкольного образования . Организация деятельности «ресурсных групп» в ДОО. Создание высокоэффективных служб психолого-педагогического сопровождения.

Лего детский сад

Образовательные приоритеты . Разработка эффективных образовательных моделей , реализующих принципы Лего- образования . Создание трансформируемых функциональных пространств. Совместное моделирование образовательных событий и образовательной деятельности (Лего-тема, Лего-день, Лего-фесты)

Детский сад билингвальных пратик

Образовательные приоритеты . Модульный принцип конструирования режима дня. Реализация билингвального образовательного компонента . Поддержка детских видов деятельности на русском и английском языке. Педагоги и учебно-вспомогательный персонал-носители языка. Высокая включенность родителей.

Со-проекты : Консультационные пункты, Лекотека, Ресурсные группы, Стажировочные площадки.

Можем отметить, что усиление вариативности образования является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает его субъектность и способствует обновлению содержания дошкольного образования в условиях модернизации .

Главная идея современных программ и модернизации образования в целом - это перестать уже воспитывать детей и научиться помогать им расти в условиях естественного и самоценного периода детства.

Коренные политические и экономические измене­ния, которые произошли в нашем обществе, затронули и систему образования РФ. Дошкольная система обу­чения, воспитания и развития детей претерпела также некоторые изменения.

Прежде всего дошкольные учреждения стали на­зываться еще и образовательными.

Здесь главное для педагогических коллективов детских садов помнить, что главная задача этих учреж­дений – социализация маленького человека, воспита­ние, а затем уже подготовка к школе и только после этого «дошкольное образование».

Физиологические возможности детского организ­ма ограничены, и не всякие нагрузки он может выдер­жать без патологических изменений.

Целостность педагогического процесса в дошколь­ном образовательном учреждении обеспечивается спе­циально разработанными и апробированными про­граммами.

В условиях вариативности образования, закреплен­ного в «Законе об образовании РФ», для дошкольных учреждений разработаны и разрабатываются все но­вые и новые программы.

Любая программа, рекомендованная Министер­ством образования РФ к использованию, является госу­дарственным документом, определяющим цели, задачи и содержание учебно-воспитательной деятельности с 134 Детьми дошкольного учреждения.

Первый проект программы для детских садов был создан и выпущен в 1932 г. Совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 г. В этом же году единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду была утверждена и рекомендована к использованию.

Министерством просвещения РСФСР в 1978 г. в программу были внесены необходимые исправления и дополнения. Она получила название «Типовая програм­ма» и применяется и в настоящее время.

Типовая программа сыграла свою положительную роль в систематизации содержания, форм и видов деятельности детей дошкольного возраста. С появле­нием этой программы обеспечивалась преемствен­ность в обучении и воспитании дошкольников различ­ных возрастных групп при подготовке к школе.

В настоящее время, когда мы говорим о разносто­роннем развитии ребенка, а главным принципом вос­питания провозглашаем личностно-ориентированное взаимоотношение с ребенком, Типовая программа не может в полной мере отвечать требованиям обучения и воспитания нового поколения детей дошкольного возраста. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, недо­ступные жизненному опыту ребенка и его возрастным возможностям, программа не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для форми­рования личности ребенка. В связи с принятием зако-на РФ «Об образовании» и ориентации дошкольных образовательных учреждений на стандарт дошкольно­го уровня образования целый ряд научных коллекти­вов разработали новые варианты программ по до­школьному обучению, воспитанию и развитию ребенка.

При этом учитывалось, что все вариативные про­граммы должны отвечать определенным психолого-педагогическим требованиям.

Каждая программа должна отражать содержание воспитания и обучения и соответствовать Закону Рос­сийской Федерации «Об образовании». Кроме того, все вариативные современные программы должны быть ориентированы и на новые Типовые положения о раз­личных видах дошкольных образовательных учрежде­ний. Сама программа должна направлять работников дошкольных учреждений на личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.

Программы должны ориентироваться не только на общечеловеческую культуру, но и на российские куль­турные традиции. Поэтому основное место в их содер­жании занимает развитие речи детей, физическое, по­знавательное и эстетическое развитие. В соответствии с возрастными особенностями детей в содержание про­грамм вводятся элементы трудового воспитания, фор­мирование отношения ребенка к природе, формирова­ние потребности в здоровом образе жизни.

Все новые программы должны быть направлены на развитие способностей ребенка, его любознатель­ности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.

Каждая программа должна предусматривать фор­мы организации жизни детей в период пребывания в детском саду, занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятель­ности детей, организацию свободного времени в тече­ние дня.

Современные программы должны сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возраст­ных возможностей воспитанников и ориентировать воспитателей и педагогов на реализацию индивидуаль­ного подхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья.

Программы для дошкольных образовательных уч­реждений могут быть комплексными и парциальными. Комплексная программа включает в себя все основ­ные направления работы с детьми, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Парциальная про­грамма включает одно или несколько направлений развития ребенка.

Любая программа подвергается экспертной оцен­ке, которая осуществляется специальным экспертным советом. При положительной оценке программа реко­мендуется к использованию дошкольными образова­тельными учреждениями.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» педагогические коллективы образовательных учрежде­ний, в том числе и дошкольных, имеют право самосто­ятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками.

К программам нового поколения (1990-х гг.) от­носятся три программы, рекомендованные Мини­стерством образования РФ к использованию в рабо­те дошкольных образовательных учреждений. Все эти программы построены на принципе личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Одной из первых практическим работникам до­школьных учреждений была рекомендована программа «Радуга». Эта программа рассчитана на период до­школьного детства от 2-х до 7-ми лет. «Радуга» пред­ставляет собой пять программ с методическим обеспе­чением, охватывающих следующие возрастные группы детей: 2 – 3 года; 3 – 4 года; 4 – 5 лет; 5 – 6 лет; 6 – 7 лет.

В программе «Радуга» отражена целостная система поступательного развития ребенка. Речь идет о станов­лении его сознания, роли различных видов деятельно­сти в развитии личности. Ведущая роль в этой програм­ме отводится теории психических новообразований в каждой возрастной группе детей.

В структуру программы входит характеристика детей определенного возраста. Приступая к работе, воспитатель, педагоги имеют возможность изучить психологические возможности своих воспитанников, проследить изменения в сознании ребенка опреде­ленного возраста и намечающиеся пути становления личности. Цель программы «Радуга» – обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного про­живания периода дошкольного детства.

Во всех пяти программах «Радуга» выделены конк­ретные задачи воспитания и соответствующие им ос­новные направления педагогической работы. Например, для педагогов и воспитателей средней группы детского сада одна из ведущих задач – охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи предлагают­ся следующие направления деятельности с детьми: со­блюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей; создавать атмосферу психологичес­кого комфорта, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок; организовать рациональный режим дня; добиваться единства подходов к укреплению здоровья в семье и в детском саду; обращать вни­мание на профилактику нарушений зрения, осанки, возникновения аллергических реакций.

В структуре программы «Радуга» имеются следу­ющие разделы: «Формируем привычку к здоровому об­разу жизни», «Развитие речи», «Ребенок познает мир», «Математика», «Изобразительная деятельность», «Кон­структивная и практическая продуктивная деятель­ность детей», «Развитие музыкальности».

Программа «Радуга» дает возможность развития имеющихся способностей у ребенка за счет различных видов деятельности и особенно за счет активизации познавательной деятельности детей. В отличие от дру­гих программ в «Радуге» расширено содержание фор­мирования математических представлений ребенка и развития предпосылок логического мышления.

Использование на практике всех программ «Раду­га» требует коренной перестройки сложившейся за многие годы традиционной работы дошкольного учреж­дения по следующим направлениям: гуманизация пе­дагогической деятельности воспитателя и педагогов детского сада, ориентация на создание в коллективе педагогов и воспитанников положительного микрокли­мата, гуманное отношение к ребенку, внимание к воп­росам индивидуального общения с ребенком, что обес­печивает развитие его индивидуальных способностей, интересов и потребностей. В целях гуманизации вос­питательно-образовательного процесса все программ­ные задачи сформулированы и представлены так, что предполагают использование разнообразных методик.

В настоящее время большая часть дошкольных образовательных учреждений активно использует про­грамму «Радуга».

Коллективом сотрудников под руководством изве­стного психолога Л.А. Венгера разработана и рекомен­дована к реализации Министерством образования РФ программа «Развитие». Об особенностях этой програм­мы уже говорит ее название. Авторы постарались уйти от задачи формирования навыков и умений и сосредо­точили свое внимание на целостном развитии ребен­ка. Программа ориентирована на дифференцирован­ный подход к детям с разным уровнем развития.

Авторы подчеркивают, что нельзя переносить в дошкольное детство, в дошкольное учреждение школьные формы обучения и воспитания. Необходимо разрабатывать технологии, отвечающие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Каждый раздел программы «Развитие» состоит из объяснительной записки, рекомендаций для работы, при­мерных планов занятий. В своих рекомендациях авторы предлагают проведение занятий по подгруппам и в дос­таточно свободной форме: дети могут ходить по группе, работать стоя или сидя за столиками, на ковре и т. п.

В целом программа «Развитие» рассчитана на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Научный коллектив РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга разработал программу развития и воспита­ния детей дошкольного возраста «Детство».

Эта комплексная образовательная программа, в ос­нове которой лежит личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы программы выделяют три возрастные группы – младшую, среднюю и старшую. В основе программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманисти­ческой педагогики. Работникам дошкольных образова­тельных учреждений предлагается в естественных для ребенка условиях, выбирая наиболее значимые для каж­дого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, эмоциально-личностному развитию.

Во введении к программе дается «Слово к воспи­тателю», в котором отмечается, что «Задача дошколь­ного воспитания состоит не в максимальном ускоре­нии развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошколь­нику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического воз­растного потенциала». Все содержание программы по трем возрастным группам объединяется в четыре бло­ка: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Программа состоит из трех частей – каждая часть соответствует одной возрастной группе.

В каждой части дается характеристика возрастных особенностей детей и конкретизируются задачи воспитания и разви­тия дошкольника. Затем дается содержание работы с детьми по следующим направлениям: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», «В игре раз­виваемся, познаем мир, общаемся», «Ребенок в кругу взрослых и сверстников», «Окружающие предметы и ребенок», «Ребенок открывает мир природы», «Ребе­нок в мире изобразительного искусства и музыки», «Первые шаги в математику».

По каждому направлению работы с детьми конк­ретизируются задачи их воспитания и развития. Пос­ле каждого направления приводятся характеристики или показатели уровней усвоения программного мате­риала. При этом выделяется три уровня – низкий, сред­ний, высокий. Имеются в программе и методические советы. Заканчивается программа «Детство» разделом «Скоро в школу».

Программа «Детство» отличается систематичнос­тью, глубоким анализом возрастных возможностей де­тей, конкретизацией задач воспитания и развития по каждому направлению содержания работы с детьми.

Проследим на примере этой программы, как ре­шаются общие и конкретные задачи обучения, воспи­тания и развития детей каждой возрастной группы.

В разделе 1 «Младший дошкольник в детском саду» после характеристики возрастных особенностей детей даются следующие общие задачи воспитания:

1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмо­ционально-положительному самочувствию и актив­ности каждого ребенка.

2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями, культурно-гигиеническими навыка­ми, развитием потребности в активной двигатель­ной деятельности.

3. Способствовать развитию познавательной активно­сти детей, обогащать их представления об окружаю­щих предметах и явлениях, учить выделять некото­рые особенности предметов на основе сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.

4. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей.

5. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со сверстника­ми и взрослыми, обогащать опыт игрового общения.

6. Способствовать развитию воображения и творче­ства, прививать интерес к художественной дея­тельности с элементами творчества.

Общие задачи воспитания, выделенные в части I «Младший дошкольный возраст», конкретизируются в каждом конкретном блоке. Так, в блоке «Ребенок в кру­гу взрослых и сверстников» указываются следующие задачи социально-нравственного воспитания младших дошкольников:

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям (взрослым и сверстникам), побуж­дать к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю и сверстникам);

Пробуждать эмоциональную отзывчивость на со­стояние близких людей, сверстников, героев дет­ских сказок и рассказов и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово);

Приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения и общения, уметь пользо­ваться «вежливыми» словами: «спасибо», «пожа­луйста», «здравствуйте», «спокойной ночи», выра­жать просьбы спокойным тоном;

Воспитывать положительное отношение к усвое­нию культурно-гигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании;

Развивать умение отражать эмоциональное состо­яние в имитационных играх, танцевальных движе­ниях, хороводных и музыкальных играх соответ­ственно музыкальному образу (грустные и веселые зайчики, матрешки, добрый Ваня и т. п.);

Формировать представления детей о людях (взрос­лых, сверстниках), об особенностях их внешнего вида, о ярко выраженных эмоциональных состоя­ниях, о поступках, проявлениях внимания и забо­ты об окружающих.

В части II – «Средний возраст» – задачи воспи­тания и развития уже более компактны и значительно отличаются от тех, что были даны для работы с детьми младшего возраста. Кроме того анализ задач показы­вает преемственность в воспитании и развитии детей разных возрастных групп. Задачи воспитания и разви­тия детей средней возрастной группы:

1. Дальнейшее укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей.

2. Развитие познавательной активности через обога­щение опыта деятельности и представление об ок­ружающем.

3. Укрепление дружеских отношений между детьми и в совместных занятиях.

4. Воспитание самостоятельности на основе освоения разнообразных способов деятельности и развития стремления к самоутверждению.

5. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой дея­тельности.

В части III – «Старший возраст» – основные за­дачи воспитания ориентируют работников дошколь­ных учреждений на уважение прав ребенка, гуман­но-личностное отношение и индивидуальный подход.

Более конкретные задачи воспитания и развития детей следующие:

1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

2. Развитие гуманистической направленности отно­шений детей к миру, воспитание культуры обще­ния, эмоциональной отзывчивости и доброжела­тельности к людям.

3. Развитие эстетических чувств детей, эмоциональ­но-ценностных ориентации, приобщение детей к художественной культуре.

4. Развитие познавательной активности, познаватель-, , ных интересов интеллектуальных способностей.

5. Развитие у ребенка стремления к школьному обу­чению, интереса к школе, новой социальной пози­ции школьника.

6. Развитие детской самостоятельности и инициати-1Д2 вы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Таким образом, в программе «Детство» определе­ны основные, познавательные, практические, речевые умения, позволяющие ребенку осознанно приобщать­ся к миру доступных предметов и использовать их в своей деятельности. Серьезное внимание уделено воп­росам освоения ребенком культуры деятельности, со­трудничества, творчества.

Авторский коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца подготовил базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки». Как отмечает авторский коллектив – это программа нового типа. Ее цель – разностороннее, полноценное развитие ре­бенка, формирование у него универсальных, в том чис­ле творческих, способностей до уровня соответствую­щего возрастным возможностям и требованиям современного общества. В основу программы положен деятельностный подход к развитию ребенка с учетом возрастных особенностей детей различных возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.

Базисная программа строится на основе следующих направлений развития ребенка: социальное развитие; физическое развитие; эстетическое развитие; познава­тельное развитие; природа и человек; история, геогра­фия и культура Родины; грамота; развитие речи и рече­вого общения; овладение вторым языком; здоровье.

В базисной программе развития ребенка-дошколь­ника по сравнению с другими программами хорошо представлены возрастные особенности детей каждой возрастной группы в целом. Кроме того, по каждому из направлений работы с детьми даются обоснованные возрастные возможности, а на их основе конкретизируются задачи воспитания детей.

Впервые программа «Истоки» ввела во все направ­ления работы с детьми раздел «Содержание и условия педагогической работы». Этот раздел программы ори­ентирует педагогов дошкольного учреждения на подбор методов и технологий работы с дошкольниками по каж­дому из направлений развития и воспитания детей.

Помимо перечисленных существуют и другие про­граммы, которые в себя одно или несколько направлении воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Это программа «Одаренный ребенок», разработанная коллективом научных сотрудников Детского центра под руководством Л.А. Венгера; программа «Золотой ключик», созданная коллективом научных работников под руковод­ством Г.Г. Кравцова; программы «Гармония», «Синтез», «Играем в оркестре по слуху».

Наличие различных программ, отражающих раз­ные варианты и подходы к воспитанию и развитию ребенка, требует внимания при отборе их для исполь­зования в практической деятельности воспитателей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. Прежде всего, педагогический коллектив должен быть психологически подготовлен к переходу на одну из рекомендованных программ. А для этого программу следует внимательно изучить, подобрать дидактичес­кий и методический материал. Переход на новую про­грамму обязательно надо начинать с младшей дошколь­ной группы. Только в этом случае будет соблюдена определенная преемственность в воспитании, разви­тии и обучении детей, и реализованы основные теоре­тические положения избранной программы.

Рассказать друзьям